Смерть президента Рузвельта часто называют ключевым фактором ухудшения отношений между США и СССР, хотя в действительности напряженность между союзниками возникла еще в марте–апреле 1945 года, когда действия Сталина в Польше вызвали возмущение вашингтонской администрации. Пришедший на смену Рузвельту Гарри Трумэн, никогда не скрывавший своего антикоммунизма, конечно был не слишком подходящей фигурой для улаживания возникших разногласий. Кроме всего прочего, Трумэн считал, что в политике следует руководствоваться принципами морали, и уже его первая встреча с советским министром Вячеславом Молотовым в Белом доме в апреле 1945 года прошла в крайне напряженной атмосфере: свежеиспеченный президент США отчитал посланника Сталина, как будто тот был провинившимся школьником. Естественно, что после этого уже нельзя было рассчитывать на сохранение атмосферы взаимопонимания в советско-американских отношениях. Развитие ссоры в полномасштабный конфликт заняло несколько лет, к 1947 году все надежды на послевоенное сотрудничество СССР и США окончательно улетучились. Американский журналист Уолтер Липпман предложил для описания нового состояния советско-американских отношений хлесткий термин – “холодная война”, который, как впоследствии выяснилось, оказался одним из самых удачных политических “мемов” XX столетия.
Трумэн подписывает договор о создании НАТО, август 1949 года
Гарри Трумэн на протяжении многих десятилетий описывался в советской и российской литературе как недалекий и малообразованный политик, не сумевший после войны сберечь советско-американский союз. Однако для многих американцев Трумэн – это настоящий герой, президент, стоящий в одном ряду с Вашингтоном, Линкольном и Ф. Рузвельтом. Если посмотреть на достижения его администрации с такой точки зрения, они действительно впечатляют. В одном лишь 1947 году Трумэн принял целую серию решений, оказавших огромное влияние на последующую историю США. Была провозглашена “доктрина сдерживания”, впервые со времен Вашингтона Соединенные Штаты перешли к активному вмешательству в политику европейских государств в мирное время, с целью не допустить распространения влияния коммунистической идеологии и СССР. План Маршалла, направленный на послевоенное восстановление Европы, должен был, помимо прочего, обеспечить создание в Старом Свете антикоммунистического бастиона из сильных, процветающих, дружественных США государств. Внутри страны Трумэн провел масштабную реорганизацию правительственных ведомств, создал целый блок министерств (департаментов и агентств), ответственных за обеспечение национальной безопасности. Именно тогда возникли знаменитые Министерство обороны и ЦРУ, настоящие символы эпохи “холодной войны”.
В 1948–1949 годах благодаря усилиям Трумэна был организован воздушный мост для снабжения Западного Берлина во время печально знаменитой “берлинской блокады”, а затем создан антисоветский блок НАТО, окончательно превративший США в главное действующее лицо западноевропейской внешней политики. Однако в конце 1949 года для Трумэна наступила черная полоса: в августе в СССР было проведено успешное испытание атомной бомбы, лишившее США монополии на ядерное оружие, а в октябре китайские коммунисты объявили об окончательной победе над поддерживаемым Соединенными Штатами гоминьдановским режимом Чан Кайши и провозгласили создание КНР. Эти неприятные для вашингтонской администрации новости привели к резкой активизации оппозиционной Трумэну республиканской партии, и хотя после начала летом 1950 года войны в Корее американский президент на некоторое время восстановил свое реноме решительного защитника американских интересов, его последние годы в Белом доме прошли в достаточно нервной обстановке. Успехи на полях сражений в Корее после вмешательства китайских “добровольцев” сменились поражениями, война перешла в затяжную фазу, а Америку накрыло темное облако маккартизма.