На главную страницу


Кузина К.

Санкт-Петербург – важный культурный, политический и экономический центр современного мира, а в XIX веке еще и столичный город России. Поэтому совсем не удивительно, что знакомство американцев с Российской Империей началось именно здесь, и эти первые контакты послужили зарождению и дальнейшему развитию американо-российских отношений. С  первой половины XIX века Петрово детище было избаловано визитами и присутствием американских гостей, выдающихся людей своего времени, внесших неоспоримый вклад во многие сферы человеческой жизни. Мне бы хотелось рассказать вам о некоторых из них. 

 

Немногие знают, что приезд Джона Куинси Адамса – первого официального представителя США в России – в 1809 г. в Санкт-Петербург не был его первым визитом в нашу страну. Благодаря идеальному владению французским языком Адамс – мл. впервые побывал в России еще в далеком 1781 году в качестве переводчика. Фрэнсис Дейна, специальный посланник Конгресса США, при котором и служил 15-летний Адамс, не имел успеха, и так и не смог добиться официального признания США при дворе Екатерины II. Но даже тогда юный Адамс зарекомендовал себя, во многом благодаря своему умению изъясняться на французском и немецком языках, что заставило уйти в тень ответственного за успех всего мероприятия Дейну, владевшего только родным языком.

 

В 1809 году Джон Куинси Адамс вернулся в российскую столицу, но уже в качестве официально признанного посла США в России. Адамс имел очень теплые отношения с императором Александром I, благо и векторы внешней политики двух крупнейших держав в то время совпадали. Благодаря Адамсу, в США стало распространяться культурное влияние России, американцы начали изучать русский язык. В Санкт-Петербурге похоронена дочь Адамса, умершая еще в младенчестве.

 

 

Джон Пол Джонс получил гордое прозвище основоположника ВМС США, но он также имел заслуги и при российском дворе Екатерины II, обратившей внимание на героя Войны за независимость в условиях подготовки к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

В апреле 1788 года Джон Пол Джонс прибыл в Санкт-Петербург. Екатерина II вручила ему патент на чин контр-адмирала, однако вместо родного имени в нем было написано «Павлу Джонесу». Под этим именем он и прибыл в Херсон, в распоряжение Григория Потёмкина.

Павел Джонес активно принимал участие в русско-турецкой войне, командуя эскадрой на Днепровском лимане; одержал победу над турками у Кинбурна. Суворов высоко оценил эту «викторию Пауля Жонса». Впоследствии Джон Пол Джонс был награжден орденом Святой Анны.

Джонс неоднократно посещал казацкие лагеря. Казацкие старшины торжественно приняли американца в казаки, подарив ему казацкую шапку, красный жупан и шаровары, сапоги, пояс с пистолями, трубку и дорогую турецкую саблю.

Впоследствии Джонсу предложили пост командующего Балтийским флотом, но он отказался от продолжения службы в России.

Другой, не менее заслуживающий внимания американец, который оставил свой след на страницах истории Санкт-Петербурга - Джордж Вашингтон Уистлер, американский инженер, работавший над сооружением первой российской железной дороги Санкт-Петербург-Москва. В 1819 году Уистлер окончил Военную академию США в Уэст-Пойнте. После курса повышения квалификации в Англии приступил к строительству железных дорог в штатах Огайо и Массачусетс. Заработок Уистлера в компании «Шлюзы и каналы» города Лоуэлла – 3 тысячи долларов в год – и бесплатное проживание в комфортабельном доме могли обеспечить ему и его семье безбедное существование, однако Николай I, твердо решивший заполучить талантливого инженера для работ над постройкой Николаевской железной дороги, предложил ему в 4 раза большую награду.

Таким образом в 1842 году Павел Мельников, первый министр путей сообщений Российской Империи, пригласил Уистлера для консультирования постройки первой российской двухпутной дороги общего пользования. При строительстве дороги, соединившей впоследствии две российские столицы, широко применялись американские методы и американское дорожно-строительное оборудование. Полное проектирование двухпутной дороги длиной 685 км было выполнено за семь лет. На дороге было возведено 272 больших сооружения и 184 моста, из которых два были спроектированы лично Уистлером.

Кроме того, конструкция, которая была положена в основу деревянных Американских мостов через Обводный канал в Санкт-Петербурге, была взята из привезенных американцем чертежей новейшей системы строительства мостов.

Труд американского инженера был оценен императором по достоинству, Уистлер был награжден орденом Святой Анны второй степени в 1847 году и получил предложение императора пожизненно поселиться в России (на ум почему-то пришла аналогия с печально известными Бармой и Постником). В России Уистлер получил свое второе имя – Егор Вистлер. После смерти его отпевали в Англиканской церкви Санкт-Петербурга. При содействии императора тело Уистлера было перевезено в Кронштадт, и оттуда на американском судне оно было отправлено в Бостон.

В начале мятежного XX столетия еще в имперской России побывал известный представитель конного спорта, афро-американец, Джеймс  Уинкфилд. Уинкфилд был нанят в качестве жокея русским нефтяным магнатом Михаилом Лазаревым в 1904 году. В этом же году он победил в главном конном забеге, проходившем в Санкт-Петербурге. Уинкфилд прославился России, участвуя в забегах и зарабатывая по 100 тыс. долларов в год. В то время в России чернокожие визитеры были очень редки, и, по словам самого Уинкфилда, многие смотрели на него с любопытством, а кто-то не стеснялся и провести пальцем по его коже, ожидая, что «краска» тут же сотрется. Но американца это нисколько не обижало, напротив, он стал укореняться в России, женившись на русской аристократке Александре, которая вскоре родила ему первенца.

Но в 1917 году настали тяжелые времена. К власти пришли большевики, которые в первую очередь ассоциировали конный спорт с ненавистной им аристократией. В итоге Уинкфилд и его ассистент были вынуждены бежать, сначала на юг России, в Одессу, затем за границу – в Румынию, а оттуда в Польшу. Трудность заключалась в том, что Уинкфилд вынашивал план спасти две сотни призовых лошадей и увести их за собой. В итоге до места назначения дошло только 150 лошадей, которые были так истощены и измучены, что в течение следующего года все были отданы на убой. В конце концов, Джеймс Уинкфилд обосновался во Франции, где продолжил свою профессиональную карьеру и, накопив достаточно средств, построил свой стадион в пригороде Парижа.

 

 

 

Взаимный обмен культурными традициями и инновациями в разных областях между американцами и русскими, характерный для XIX столетия, способствовал развитию и углублению двусторонних отношений. Неподдельный интерес людей, их теплое отношение друг к другу, открытость к внешним контактам, а также общие цели укрепляли единый американо-российский дух на пути противостояния международным угрозам и вызовам. 

 

По материалам сайтов:

1. Видеоканал консульства США в Санкт-Петербурге // http://www.youtube.com/user/usconsulatespb

2. Американцы в России: Джон Квинси Адамс // http://russian.stpetersburg.usconsulate.gov/jqadams.html

3. Джон Пол Джонс // http://ru.wikipedia.org/wiki/Джон_Пол_Джонс_(адмирал)

4. Уистлер, Джордж Вашингтон // http://ru.wikipedia.org/wiki/Уистлер_Д.

5. Jimmy Winkfield // http://www.answers.com/topic/jimmy-winkfield

6. Российско-американские отношения: 200-летняя история дипломатии // http://www.avit-centre.spb.ru/exb/09/usa/a.htm