На главную страницу


Жукова Екатерина

 

«Ваше счастье – это ваше предназначение,

никто не имеет права вмешиваться в этот процесс»

Ошо

 

 

 

Америка 1980-х годов была охвачена новыми идеями в сфере здоровья и спорта. Впервые был введен термин «аэробика»,  разработана система специальных упражнений, направленная на улучшение  общего тонуса мышц, крепкое спортивное телосложение становится  по-настоящему модным. Наряду с повальным увлечением фитнесом, то есть заботой о теле, американцы стремились развить и свою душу, чтобы достичь гармонии в неспокойном, постоянно изменяющемся мире. Недавно окончившаяся война с Вьетнамом вынудила целое поколение разочаровавшихся американцев искать новые пути самопознания. Неудовлетворенные окружающей реальностью люди пытались уйти от нее, обрести новый смысл в своем существовании, что привело к чрезмерному распространению различных религиозных течений, сект и культов.

Одним из наиболее скандальных и противоречивых явлений того времени бесспорно стал Раджнишпурам  - духовное поселение, основанное в штате Орегон последователями Багван Шри Раджниша, индийского философа, наиболее известного как Ошо. Купленное в 1981 году на деньги саньясинов (учеников) ранчо моментально превратилось в «первый просвещенный город в Америке» со своей инфраструктурой и законами. Абсолютно все в этой духовной коммуне подчинялось Мастеру. Тысячи людей трудились на его благо, создавая «святой город», в котором помимо мест для медитации и плантаций располагались также казино, рестораны и даже аэродром. Миллионы долларов переходили в личное распоряжение Ошо от его саньясинов. Ему принадлежало 93 (!) ролс-ройса, на которых он каждый день проезжал мимо выстроившихся в ряд  учеников, бросающих под колеса лепестки роз. Гуру для богатых – так иногда он называл сам себя.

 

 

Родился этот «святой человек» в Кушваде, Индия в 1931 году в семье торговца тканями.  Все детство  он провел с бабушкой и дедушкой, которые впоследствии стали считать себя его учениками. С ранних лет Раджниш стал увлекаться медитацией, изобретая собственные способы, много экспериментировал со своим телом. Он изначально начал отрицать все религии и пытался самостоятельно постичь законы Вселенной. С 1952 по 1956 год Раджниш обучался в университете Сиягура на философском факультете и закончил его с отличием.  В возрасте 21 года, по его собственным словам, с ним произошло просветление. «В ту ночь я умер и я возродился. Но человек, который возродился, не имеет ничего общего с тем, который умер. Это не непрерывная вещь…» Этот момент  Раджниш не раз называл едва ли ни главным в своей жизни.

Став магистром философии, Раджниш начал преподавать в университете, а затем оставил науку и стал путешествовать по всей Индии, читая свои лекции и обучая людей медитации. Уже тогда у него стали возникать проблемы с властями, ведь в своих речах он всегда выступал против традиционных институтов. В 1968 году он поселился в Бомбее и стал принимать учеников со всего света – к нему ехали из Индии, Японии, Европы и Америки. В 1970 он основывает в городе Пуна ашрам – духовную общину, и число его последователей возрастает в разы. Что привлекало людей в учении этого человека? Возможно, это стремление к неограниченной свободе, выхода за рамки привычных устоев, отрицание всех норм и правил.  Гуру внушал людям столь популярную сегодня мысль, что все, происходящее в жизни человека, зависит от его  самого. «Вы носите причины своего несчастья или блаженства, рая или ада внутри себя. Что бы с вами не происходило, это случается из-за вас. Внешние причины вторичны, внутренние причины первичны. И пока вы не поймёте этого, внутренняя трансформация невозможна». Многие его размышления о любви, жизни и смерти, высшем предназначении и счастье оказывались очень привлекательными. Тысячи саньясинов съезжались в ашрам. Однако наряду с позитивными отзывами об ашраме ходили и скандальные слухи: под прикрытием философских учений члены общины занимались развратом, а психотерапевтические сеансы подавляли волю человека, заставляя подчиняться своему Раджнишу.

2

В 1981 году здоровье философа значительно ухудшается. По официальной версии  - он страдал диабетом, однако наиболее распространенная версия причины его усиливающихся болей в спине – зависимость от валиума. В этом же году правительство Индиры Ганди лишает ашрам права считаться религиозной организацией. Раджниш принимает обет молчания и вместе со своими учениками переезжает в США на уже подготовленную территорию будущего города Раджнишпурама. Его представителем на четыре года, проведенных в молчании стала верная последовательница Шила Сильвермен. Именно она стала руководить общиной, население которой достигало 5000 человек, а во время фестивалей вмещало и до 20 000. Это поселение стало дерзким и неоднозначным экспериментом: с одной стороны, было организовано полностью самодостаточное общество, обеспечивающее себя всеми необходимыми продуктами питания, обходящееся без денег и посвящающее себя только духовному развитию; а с другой – это общество полностью подчинялось личности своего гуру.

Для того, чтобы коммуна смогла официально получить статус города, необходимо было получить большинство на выборах мэра.  Местные жители были отравлены сальмонеллой, а из ближайших штатов были созваны бродяги и наркоманы, которые должны были принести голоса на выборах. После победы, в результате которой был образован город Раджниш, эти люди отказались уходить из общины, но и работать на гуру они не соглашались. Вскоре в общине стали происходить похожие по почерку убийства – новые жители Раджниша были отравлены неизвестным ядом. Обвиняемой во всех преступлениях стала Шила. В то же время, Американская служба иммиграции обвинила ряд раджишистов в нарушении иммиграционного законодательства. Американские власти, напуганные происходящими в городе вещами, твердо решили разогнать коммуну. Для этого 29 октября 1985 года они арестовали Раджниша и выдвинули ему ряд обвинений. Гуру получил символическое наказание: 10 лет условного заключения, штраф в 300 000 долларов и немедленная депортация из страны. Кроме того, пользуясь влиянием на мировой арене, США убедили 21 страну запретить ему въезд.

Уже после отъезда из Америки Раджниш говорил об этой стране так: «Я всегда относился к Америке с уважением. Я считал, что это демократическая страна. Я думал, что тут с почтением относятся к личности, личной свободе и свободе самовыражения... Но теперь я понимаю, что лучше бы нам сюда не приезжать. Я страшно разочарован. Конституция оказалась лицемерной. Красивые слова - личность, свобода, предпринимательство, самовыражение, - но это только слова. За ними прячутся все те же политики, все те же уродливые хари и подлые мыслишки - а я считаю, что в политику идут самые подлые люди на свете. Самые низкие и грязные, потому что они сами понимают, что не способны ни на что, если у них в руках не будет власти. Власть необходима только для того, чтобы вредить. Для добра достаточно просто любви и сострадания».

Вернувшись в Индию Раджниш провел остаток дней в ашраме в Пуне, до последнего принимая там учеников. Перед самой смертью в 1989 году он отрекся от своего имени и последователи стали называть его Ошо – что переводится как «монах» или «учитель», кроме того созвучно со словом ocean, что понравилось гуру.

До сих пор существует множество общин, где люди считают своим гуру Ошо. Многие его идеи о любви и свободе находят отклики и среди обычных людей, не являющихся его последователями. Эта яркая фигура до сих пор вызывает массу споров и противоречивых эмоций.

 

 

Написано по материалам:

  1. http://nervana.name/teachers/osho/7.htm
  2. http://www.ashe-prem.org/two/davisson.shtml
  3. http://ariom.ru/litera/osho/osho-bio.htm
  4. http://www.osho.ru/osho.html
  5. http://www.pravoslavieto.com/docs/ru/kult_osho.htm
  6. http://nauka.bible.com.ua/religion/rel3-08.htm