Алексей Клитин
С окончанием «Холодной войны» и ликвидации идеологического раскола государств на 2 противоборствующих лагеря, в Восточной Азии встал вопрос о региональной интеграции.
Впервые, попытки интеграции были предприняты в 1990 году премьер-министром Малайзии М. Махатхиром, который предложил создать «Восточноазиатскую экономическую группу», включавшую в себя страны Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии (через год это название было заменено на Экономическое совещание стран Восточной Азии - ЭСВА). Эта идея не допускала участия США, Австралии или какого-либо другого государства, не относящегося к данному региону, в данной организации. Свою позицию он обосновывал тем, что развитые страны предпринимают протекционистские меры для защиты аграрного сектора, тормозят уругвайский раунд переговоров по ВТО и создают региональные организации, дискриминационные по отношению к странам, которые не являются их членами. Однако данная идея противоречила интересам США, так как раскалывала уже существовавшую к тому времени организацию АТЭС (которая являлась инструментом продвижения американских интересов в АТР), изолируя США от интеграционных процессов в Азии. Воспользовавшись своим влиянием, Соединённые Штаты удержали Японию и Южную Корею от участия в данной инициативе. Являясь ключевым союзником Соединённых Штатов в Восточной Азии, Япония разделяла американскую концепцию Азиатско-Тихоокеанского региона и в качестве непременного условия своего участия в ЭСВА называла включение в данное объединение Соединённых Штатов, Австралии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. [1] Так как влияние Японии в Восточной Азии было настолько велико, что без её участия невозможно было представить полноценное интеграционное объединение, охватывающее Северно-Восточную и Юго-Восточную Азию, реализация этой идеи застопорилась.
Новое дыхание идея региональной интеграции обрела в Маниле в 1999 году на неофициальной встрече руководителей стран АСЕАН, Японии, Китая и Южной Кореи, когда руководители 13 стран выступили с совместным заявлением, заявив о себе как о новом объединении. Первая подобная встреча прошла ещё в 1997 году в Куала-Лумпуре, но она не привела к продуктивным результатам – ни названия нового объединения, ни совместных деклараций, ни даты и места следующей встречи там оговорено не было. [2] Финансово-экономический кризис, разразившийся в Азии в 1997-1998 году, продемонстрировал взаимосвязанность экономик стран данного региона (кризис начался в Таиланде, распространившись на Малайзию, Филиппины, Южную Корею), что заставило некоторых региональных акторов пересмотреть свои взгляды касательно интеграции в Восточной Азии. Также немалую роль в осознании важности восточноазиатской интеграции оказала финансовая помощь странам АСЕАН, пострадавшим от кризиса, со стороны Японии и Китая. Ещё одним немаловажным фактором стало изменение позиции США. Осознав, что пассивность Японии в восточноазиатской интеграции неизбежно приведёт к усилению влияния Китая в данном регионе, и становлению так называемой «синоцентричной Азии», Соединённые Штаты дали Японии зелёный свет на участие в региональных интеграционных процессах. И уже на встрече в Маниле в 1999 году Япония коренным образом изменила своё отношение к интеграционным процессам в Восточной Азии, решив принять в них самое активное участие. На данной встрече министром иностранных дел Японии был озвучен «План подготовки кадров в Восточной Азии и усиления обмена». В рамках этого плана было заявлено намерение Японии выделить около 80 миллиардов долларов в качестве помощи государствам восточноазиатского региона, пострадавшим от кризиса. Также К. Обучи выразил надежду на то, что подобные встречи продолжатся и придадут новый импульс сотрудничеству в Восточной Азии.[3] Подобная активная позиция Японии, ранее высказывавшей скептическое отношение к интеграционным процессам в Азии, стала неожиданностью для остальных участников данной встречи.
Данные действия Японии способствовали активизации участия Китая в интеграционных процессах. В 2000 году Китай подписал соглашение со странами АСЕАН о создании зоны свободной торговли к 2010 году[4] (в настоящее время она уже действует[5]). К тому же, со вступлением Китая в ВТО его торговый оборот со странами АСЕАН значительно вырос. Данное решение Китая также побудило Японию подписать аналогичное соглашение с рядом государств АСЕАН (соглашение о свободной торговле между Японией и странами АСЕАН было подписано только в 2008 году[6]).
Стоит также отметить, что интеграционные процессы в Восточной Азии в рамках объединения «АСЕАН+3» проходили на фоне падения роли АТЭС как инструмента американского варианта интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках данной организации не было найдено путей выхода из экономического кризиса 1998 года, а в период после 11 сентября 2001 года Соединённые Штаты выносили на повестку дня больше вопросы безопасности (по крайней мере, до мирового финансового кризиса). Поэтому данная организация так и осталась площадкой для дискуссий и обсуждения насущных экономических проблем, а не превратилась в действенный механизм интеграции и сохранения американского влияния в регионе. С момента образования объединения «АСЕАН+3» США были отстранены от реальных интеграционных процессов в Восточной Азии, правда, сохранив возможность влиять на них с помощью своих особых отношений с Японией и Южной Кореей.
Нешуточные споры между участниками объединения разгорелись по поводу его дальнейшего расширения. Здесь сталкивались взгляды сторонников и противников дальнейшего расширения данной организации. Сторонники дальнейшего расширения данного объединения (прежде всего Япония) настаивали на включение в его состав Австралии, Новой Зеландии, Индии, а впоследствии и США, указывая на то, что данные страны играют большую роль в АТР, и отстранение их от интеграционных процессов в Восточной Азии не принесёт никакой выгоды. Противники дальнейшего расширения количества участников данного объединения (а это были, прежде всего, Китай и Малайзия) настаивали на том, что интеграционные процессы в Восточной Азии должны проходить в рамках модели АСЕАН+3, обосновывая это тем, что дальнейшее расширение данного объединения сделает его неэффективным и затруднит интеграцию его участников.
Однако, как указывают многие эксперты, истинная причина данного спора носит не экономический, а политический характер. В связи с динамичным развитием Китая у азиатских стран существует 2 противоположных точки зрения. Сторонники первой точки зрения рассматривают динамичный рост экономики Китая как шанс для всего региона, надеясь, что тесные экономические вязи с Китаем позитивно скажутся на развитии их национальных экономик. Данная точка зрения распространена в некоторых странах АСЕАН. Сторонники второй точки зрения опасаются роста военной мощи Китая, считая, что он представляет угрозу для их национальных интересов. Самым приверженным сторонником данной концепции является Япония, которая не хочет остаться один на один с динамично развивающимся Китаем и потому пытается привлечь в него новых участников, чтобы ограничить его влияние. Данную точку зрения также разделяют США, Австралия, и некоторые страны Юго-Восточной Азии, у которых есть территориальные споры с Китаем.
14 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре состоялось первое заседание Восточноазиатского саммита. Благодаря усилиям Японии в его состав, помимо стран входящих в объединение «АСЕАН+3», были также включены Индия, Новая Зеландия и Австралия. Данный саммит был учреждён как своеобразный механизм для обсуждения и решения стратегических вопросов данного региона. Учреждение этой региональной организации ознаменовало начало нового, более качественного этапа интеграционных процессов в Восточной Азии. Однако на сегодняшний момент Восточноазиатский саммит имеет слабое институциональное оформление – у него отсутствует собственный секретариат, функции которого выполняются секретариатом организации АСЕАН.[7]
Изначально Соединённые Штаты весьма скептично отнеслись к появлению Восточноазиатского саммита, так как он был сформирована без их участия. Один из влиятельнейших американских политологов, создатель термина «мягкая сила», Джозеф Най охарактеризовал появление данной региональной организации, как «встречу, которая, по опасению многих, знаменует первый шаг в китайских долгосрочных амбициях по созданию новой влиятельной региональной структуры, известной как Восточноазиатское сообщество, исключающей Вашингтон».[8] США предпочитали игнорировать эти встречи, не придавая им особого значения. Однако к началу президентского срока Барака Обамы растущее влияние Китая в Восточной Азии стало настолько очевидным, что в перспективе угрожало подорвать влияние США в данном регионе. Чтобы не допустить такой ситуации администрация Барака Обамы взяла курс на расширение американского присутствия в Восточной Азии и укрепление своих отношений с союзниками США в данном регионе. И такая политика принесла определённые плоды – 19 ноября 2011 года США принимали участие в работе шестого Восточноазиатского саммита уже в качестве полноправного члена. Тогда же, в качестве полноправного члена данной организации была принята и Россия. Видится, что включение России в состав участников данного объединения свидетельствует о том, что данная структура имеет весьма аморфный характер и не в состоянии обеспечить реальную экономическую интеграцию стран Восточной Азии. Это означает, что наибольшие шансы стать ядром будущего интеграционного объединения восточноазиатских стран имеет организация АСЕАН+3, а значит влияние Китая в регионе будет усиливаться. Данное обстоятельство знаменует собой крах попыток Японии сдержать рост политического влияния Китая в Восточноазиатском регионе.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, послужил катализатором для интеграционных процессов в Азии и подтолкнул лидеров стран региона к осознанию необходимости более тесного уровня интеграции:
1) Экс-премьер-министр Австралии Кевин Радд в июне 2008 году выдвинул идею создать к 2020 году Азиатско-Тихоокеанское Содружество (АТС), которое бы включало бы в себя не только страны Восточной Азии, но и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (без участия России). По его замыслу цель создания данной организации – способствовать процветанию и развитию стран АТР. Предполагалось, что участники АТС будут тесно сотрудничать между собой по экономическим и политическим вопросам, а также по вопросам обеспечения безопасности. Однако данная идея не нашла поддержки у предполагаемых участников данного объединения, в том числе и у США.[9]
2) Идею создания Восточноазиатского сообщества в 2009 году высказал Ю. Хатояма, который в то время был премьер-министром Японии. По его замыслу, Восточноазиатское сообщество должно включать в себя только азиатские страны и базироваться на объединении АСЕАН+3. По его замыслу участниками данного сообщества будут обсуждаться вопросы торговли, финансов, образования, создания сил быстрого реагирования, энергетики, экологии и т.п. Данная идея нашла поддержку у стран АСЕАН, но вызвала резкое недовольство со стороны США, так как не предполагала американского участия. Позднее Ю. Хатояма оговорился, что "японо-американские отношения по- прежнему остаются краеугольным камнем внешней политики Токио".[10]
Транс-Тихоокеанское Экономическое Стратегическое Партнёрство (ТТП) впервые было задумано в 2003 как объединение, которое должно способствовать устранению торговых барьеров между странами-участницами. Первоначально его членами были Сингапур, Новая Зеландия и Чили. В 2005 году к переговорам о ТТП присоединился Бруней, а в 2006 году соглашение вступило в силу, но переговоры продолжились. В 2008 году США также присоединились к переговорам, чем придали данному объединению значительный вес. А в ноябре 2011 году на саммите АТЭС в Гонолулу состоялось согласование рамок соглашения по созданию ТПП. На сегодняшний день, помимо США в данное объединение входят Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Бруней, Малайзия, Перу, Австралия и Вьетнам (всего 9 участников). На долю всех остальных участников данного объединения приходится 5% от объёма американской внешней торговли, а их совокупный ВВП составляет 16% от ВВП Соединённых Штатов.[11] Также к ТПП изъявили присоединиться Канада (главный торговый партнёр США), Мексика (второй торговый партнёр США) и Япония (четвёртый торговый партнёр США), вступление которых сильно укрепит данную организацию и повысит её важность для Соединённых Штатов. По мнению Вашингтона, данная инициатива является самым перспективным проектом по интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона и со временем должна стать противовесом попыткам восточноазиатской интеграции без участия США. [12] Также по мере развития данной организации отпадёт необходимость в АТЭС, которая служит всего лишь площадкой для дискуссий, но уже не является эффективным инструментом по интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
К сожалению, пока что все попытки создать в Восточной Азии эффективное интеграционное объединение наподобие Евросоюза не увенчались успехом. Главные причины этого – политические разногласия между странами региона, тяжёлое историческое наследие, множество территориальных споров между участниками интеграционных процессов, а также существование «осколков холодной войны» - военных альянсов Соединённых Штатов с Японией, Южной Кореей и другими странами. Кроме того, эти проблемы принимают особый характер в отношениях Китая и Японии, которые являются региональными лидерами Восточной Азии. Как известно, самое успешное на сегодняшний день интеграционное объединение - Европейский Союз возникло благодаря слаженным действиям региональных лидеров – Германии и Франции, а также благодаря другим странам Западной Европы. В Восточной Азии межгосударственного сотрудничества подобного уровня не наблюдается. Именно благодаря политическим разногласиям между лидерами Восточной Азии Японией и Китаем по широкому спектру вопросов (от принадлежности островов Дяоюйдао/Сэнкаку до предполагаемого состава участвующих в интеграционных процессах стран) интеграция в регионе идёт недостаточно быстрыми темпами. Только после того как страны региона решат главные политических проблемы в отношениях друг с другом интеграция в регионе сможет выйти на новый, более качественный уровень.
Таким образом, можно констатировать, что главной задачей участия США и Японии в восточноазиатских интеграционных процессах является недопущение усиления политического влияния Китая в регионе, путём попыток расширения уже существующих интеграционных объединений, прежде всего, за счёт Австралии и США, и создание новых интеграционных объединений без участия Китая. Однако представляется, что большое количество участвующих стран, культурные различия между ними и отсутствие единого отношения к Китаю делают будущее подобных проектов весьма туманным и заставляет в их способности обеспечить эффективную интеграцию его участников. Поэтому весьма вероятным вариантом развития событий является провал попыток сдержать рост влияния Китая в Восточной Азии и интеграция восточноазиатских государств вокруг него.
[1] Т. Тэрада «Восточноазиатский регионализм и Япония: формирование понятий региона и инициативы по их закреплению»// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009. С.136
[2] Там же
[3] Press Statement by Prime Minister Keizo Obuchi Manila, The Republic of The Philippines// Association of Southeast Asian nations// http://www.aseansec.org/5286.htm
[4] Т. Тэрада Указ. соч.
[5]Эксклюзив: зона свободной торговли Китай-АСЕАН имеет "веховое значение"- премьер-министр Малайзии. CRI Online
<http://russian.cri.cn/841/2011/10/21/1s401341.htm>
[6] Подписано соглашение о свободной торговле (ССТ) между АСЕАН и Японией <http://trade.ecoaccord.org/news/trade/2008/0403.htm>
[7] Об итогах шестого Восточноазиатского саммита// Университет МГИМО// http://www.mgimo.ru/news/experts/document213623.phtml
[8] K. M. Campbell “The balance of power: America in iAsia” – DC.: Center for a New American Security, 2008 - 100 P.
[9] В. Тимошенко «Восточноазиатское сообщество и его перспективы для стран АТР. Часть 1»// Новое Восточное обозрение// http://www.ru.journal-neo.com/node/4442
[10] Восточноазиатское сообщество: интеграция или столкновение интересов?// Портал «Родон»//
http://www.rodon.org/polit-091029105543
[11] B. R. Williams Trans-Pacific Partnership countries: comparative trade and economic analysis. 2012. February 8
<www.fas.org/sgp/crs/row/R42344.pdf>
[12] I. F. Fergusson, B. Vaughn The Trans-Pacific Partnership Agreement. Congressional Research Service. 2012. 1 February
<www.fas.org/sgp/crs/row/R40502.pdf>
Список источников и литературы
Литература:
1. Восточноазиатское сообщество: интеграция или столкновение интересов?// Портал «Родон»//
http://www.rodon.org/polit-091029105543
2. В. Тимошенко «Восточноазиатское сообщество и его перспективы для стран АТР. Часть 1»// Новое Восточное обозрение// http://www.ru.journal-neo.com/node/4442
3. Т. Тэрада «Восточноазиатский регионализм и Япония: формирование понятий региона и инициативы по их закреплению»// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009
4. Об итогах шестого Восточноазиатского саммита// Университет МГИМО//http://www.mgimo.ru/news/experts/document213623.phtml
5. Подписано соглашение о свободной торговле (ССТ) между АСЕАН и Японией, 20.04.2008// Эко-согласие
<http://trade.ecoaccord.org/news/trade/2008/0403.htm>
6. Эксклюзив: зона свободной торговли Китай-АСЕАН имеет "веховое значение"- премьер-министр Малайзии, 21.10.2011// CRI Online
<http://russian.cri.cn/841/2011/10/21/1s401341.htm>
7. B. R. Williams Trans-Pacific Partnership countries: comparative trade and economic analysis. 2012. February 8
<www.fas.org/sgp/crs/row/R42344.pdf>
8. I. F. Fergusson, B. Vaughn The Trans-Pacific Partnership Agreement. Congressional Research Service. 2012. 1 February
<www.fas.org/sgp/crs/row/R40502.pdf>
9. K. M. Campbell “The balance of power: America in iAsia” – DC.: Center for a New American Security, 2008 - 100 P.
Источники:
1. Press Statement by Prime Minister Keizo Obuchi Manila, The Republic of The Philippines// Association of Southeast Asian nations// http://www.aseansec.org/5286.htm