Семенова С.
«Лучшее произведение Уорхола – это сам Уорхол»
Некролог The New York Times памяти Энди Уорхола
Энди Уорхол – легендарная личность на все времена. С его именем связана не просто отдельная эпоха в мировой и американской истории, но и возникновение нового явления в культурной и коммерческой жизни человечества, называемого поп-артом. Конечно, как талантливая личность, он успел отличиться в разных сферах и стать известным сценаристом, кинорежиссером, художником, дизайнером, скульптором, издателем модных журналов, но все же в первую очередь, он знаменит как король поп-арта. Это и принесло ему бешеную популярность и известность «далеко не на 15 минут», как он любил говорить.
Родился Уорхол в 1928 году в Пенсильвании, в городе Питтсбург. Между прочим, его настоящее имя было несколько иным. Энди Уорхолом Андрю Уархала однажды назвали по ошибке, а ему полюбилось такое звучание, и он решил оставить себе новое имя. Его родителями были эмигрантами из Словакии, уехавшими из страны, чтобы избежать ужасного голода и вырастить своих детей в нормальной обстановке. С самого детства у Уорхола проявлялись некоторые странности: школа вызывала в нем чувство страха и ужаса, а все сверстники смеялись над ним, он начал бояться людей. Единственным спасением для него стало рисование. Его работы не были похожи на обычные рисунки. Энди разными способами находил старые журналы, из них он вырезал различных, известных в те времена, персонажей и знаменитостей, склеивал их, дорисовывал, что смотрелось очень необычно. В 1945 году он поступил в Технологический Университет Карнеги-Меллона на художественный факультет, где в основном учились дети из богатых семей. Конечно, Энди было тяжело чувствовать себя спокойно и свободно среди элитной молодежи, но у него было две движущих силы, которые помогали проходить ему через все испытания судьбы: цель и талант.
Оканчивает он университет в 1949 году и незамедлительно переезжает в Нью-Йорк, чтобы найти работу и стать знаменитым. Начинает он свою творческую карьеру в качестве художника рекламы. Первый заказ он получает от обувной фирмы, которая приносит ему первый успех и привлекает к нему внимание, так как нарисованная Уорхолом вывеска выглядела совершенно по-новому. Собственный стиль был не только у его работ, внешний вид его тоже отличался: он носил седой парик, темные очки и дорогие костюмы, специально заляпанные краской, создающие образ творческого гения. Он начинает работать в таких модных журналах, как «Vogue» и «Harper’s Bazaar» и уже к середине 50-х годов становится самым высокооплачиваемым рекламщиком. Но Энди Уорхола не устраивало постоянное занятие рекламой, он понимал, что это не сможет принести ему той славы, о которой он всегда мечтал, так как все хвалят непревзойденные рекламные рисунки, а что кроется за их созданием никто и не задумывается. Как раз в это время начинает активно распространяться направление поп-арт, оказавшееся очень близким к мировоззрению и стилю художника. Он начинает делать разные творческие эксперименты, но пока все это не становилось сенсацией. Идея, которая наконец принесла ему огромную популярность, возникла у него во время разговора с одной из многочисленных знакомых: «Что ты больше всего любишь?» - спросила та Уорхола и сама ответила: - «Деньги. Вот и нарисуй доллар. Смысл в том, чтобы взять что-нибудь простое и всем известное - тот же доллар или консервную банку с супом». Кто бы мог подумать, что для Уорхола это станет отправной точкой в мир славы. В начале 60-х годов начинают появляться его первые работы с изображением доллара, бутылок Coca-Cola, консервов и томатного супа Campbell’s. Последний становится особенно популярным и напрямую ассоциируется с Уорхолом и его творчеством. На этом он, конечно, не останавливается. С 1962 года Уорхол начинает применять для своих работ особую технику шелкографии, что становится своеобразной «изюминкой» и особенной чертой его творчества. Этот прием позволял осуществлять монотонное дублирование изображения, так стали появляться изображения с рядами бутылок Кока-колы и портретов знаменитостей, таких как Мао Цзэдун, Мерлин Монро, Мик Джаггер, Элвис Пресли, Лиз Тейлор, Жаклин Кеннеди и масса других. Затем Уорхол перешел к рисованию портретов все тех же знаменитых личностей в кислотных красках и тонах, что стало еще одним важным этапом его творчества и современного поп-арта. Нужно отметить, что объектами внимания художника всегда были самые популярные, известные и востребованные обществом предметы и личности. Не зря однажды музыкант Мик Джаггер сказал: «Если хочешь узнать, что было популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол».
Все в том же 1962 году он открывает огромную студию, которая получает название «Серебряная Фабрика» («The Silver Factory»). Она становится своеобразным местом сбора богемной творческой молодежи и символом современного искусства. Как девушки, так и парни бесконечно тянулись к Энди Уорхолу, всем хотелось быть с ним друзьями, однако Энди не всегда разделял их желания. Ему «Фабрика» была нужна для того, чтобы придумывать и получать новые идеи и задумки, и он быстро менял своих любимцев, использовав их «по полной». Многие из них закончили свою жизнь самоубийством, но Уорхолу было все равно, он купался в лучах своей славы, и не стоял на месте. Уже к 1968 году он был самым популярным художником в Америке и настоящим мастером и «королем» поп-арта. За некоторые его картины на аукционах отдавали по 60 тысяч долларов, это было немыслимо по тем временам.
Кроме того, он пробует себя в качестве кинорежиссера. Он - один из немногих представителей американского андерграунда. Его фильмы опять же отличает эффект повторения, а также отсутствие конкретного сюжета и большая продолжительность. Так в 1963 выходит его первый фильм «Сон», а через год «Эмпайр». Оба фильма были немыми. Первые игровые фильмы, такие как «Плоть» и «Мусор», появляются в середине 60-х годов, где он раскрывал идею сексуальной революции.
Затем, Энди Уорхол успел побывать продюсером музыкальной группы «Velvet Underground», и, естественно, обложки их альбомов были нарисованы самим Энди. Он также нарисовал обложку к одному из альбомов группы The Rolling Stones.
В 1968 году происходит невероятное событие. 3 июня Валери Соланас, феминистка и поклонница художника, три раза стреляет в Энди Уорхола на его родной «Фабрике» по причине отказа снимать фильм по ее сценарию и утере рукописи этого сценария. Впоследствии, в 1996 г., режисер Мэри Херрон сняла фильм, связанный с этим событием: «Я стреляла в Энди Уорхола» ( «I shot Andy Warhol»). Чудом пережив все страдания и клиническую смерть, художник продолжает жить, но сам это жизнью уже не считает.
После покушения Уорхол начал заниматься еще и литературной деятельностью, естественно не прекращая рисовать. Стал выпускать журнал «Интервью», необычность которого заключалось в том, что сами звезды брали интервью у звезд. Это все было вызвано давней любовью к знаменитостям и знакомством с ними, во что до последнего дня своей жизни он не мог поверить. Вскоре вышел и его первый роман, составленный из телефонных разговоров со знаменитой «Фабрики». А в 1975 издается книга «Философия Энди Уорхола». Несколько книг также было опубликовано после его смерти, в том числе знаменитые «Дневники Энди Уорхола».
Трагическое событие, произошедшее на «Фабрике», можно сказать, исполнило заветную мечту Энди Уорхола. Теперь он стал абсолютно популярным, его личность интересовала всех даже больше, чем его творчество, все им восхищались, а картины продавались за огромные суммы. Окончательное всеобщее и мировое признание он получил после своей смерти в 1987 году. Да, он не был родоначальником направления поп-арт, но он сумел добиться того, что его работы стали эталоном и образцом этого направления на все времена. И в современном мире Энди Уорхол остается одной из самых популярных личностей, а его работы и картины стоят десятки тысяч и миллионов долларов. Вот такой он, американский король поп-арта.
Источники: