Когда проводить реформы? - Перед самыми выборами вроде бы никак нельзя, так как коренные изменения – противоположность уверенного, поступательного и предсказуемого движения. Как будто есть приоткрывающееся окно возможностей в первую четверть периода нахождения у власти. Но редкий политический и государственный деятель готов безоговорочно променять пьянящий привкус победы на горечь публичных упрёков и медийных сообщений о народных разочарованиях. Тогда, может, в состоянии "хромой утки"? Или во время короткой и победоносной или, напротив, затянувшейся и бесплодной военной кампании? В хлопотливом конце декабря? В начале засыпанного пустотелой пиротехникой января? Или в первую неделю пляжно-отпускного августа? – Однозначного ответа, похоже, нет. Формулы становятся вторичными, аксиомы стремительно превращаются в теоремы. В закономерности и правила с постоянно дополняемыми "граничными условиями" и бесконечными исключениями.
Пожалуй, только скучные историки понимают архитекторов реформ. Подавляющему большинству граждан приятно находить, что прошлое не печалит, а настоящее не напрягает. Политик ведь не должен злоупотреблять правами скверного пророка, создающего постоянно затягивающиеся проблемы. Но и без реформ совсем нельзя. Переименования и откладывания сродни заклинаниям. Путь достижения масштабных успехов не может быть проложен вне препятствий, выстроенных на сомнениях в целесообразности структурных преобразований и реально мобилизационных практик.
Неделю назад президент США Б. Обама представил план по реализации следующего этапа национальной антикризисной программы. Её основные положения – масштабное сокращение расходов правительства и обложение дополнительными налогами богатых. Программа рассчитана на десять лет. Планируется, что в течение этого срока общие расходы федерального правительства будут урезаны на 1.6 трл. ам. дол. В разрезе крупных бюджетных статей структура сокращения следующая: снижение финансирования по госпрограммам – 580 млрд., медобслуживание пожилых людей – 248 млрд., медицинская помощь малообеспеченным – 72 млрд. Зарезервирована дополнительная экономия в 1.1 трл. ам. дол. в связи с сокращением военного присутствия в Ираке и Афганистане. Вторая мера – увеличение налогов для предпринимателей с высокими доходами. Налоговая реформа должна принести 1.5 трл. ам. дол.
Выстраивание приоритетов рациональной и бережливой финансово-экономической политики не сопровождается ужесточением политического режима. Кризис кризисом, но дестабилизация денежного обращения, неконтролируемый рост цен и появление товарного дефицита не рассматриваются даже в самых пессимистичных сценариях. Резервы восстановления у американской экономической системы значительны, а структурообразующие политические институты не являются суррогатами. Президент Б. Обама прекрасно понимает, что правильные реформы, подкреплённые работой умелых чиновников и сопровождением внимательного к деталям экспертно-аналитического сообщества, дают результаты только в демократической среде с неимитационным разделением властей и в таких правовых режимах, где права собственности надёжным образом защищены.
Без сомнений, всяким реформам своё время. И у всякого времени есть своя повестка реформ. Если хоть немного опоздать с ними, социальная цена многократно увеличивается, и тогда никакие ретроспективные ссылки на инерционность преодоления глобального кризиса осени 2008 года не помогут. Повестка, которая в силу экономических и социальных обстоятельств помещалась в окне возможностей половины первого срока сорок четвёртого президента США, была связана с новой политикой в сфере медицинского страхования, государственного регулирования миграции, модернизации системы здравоохранения для бедных, преодоления вызовов, угроз и соблазнов по торговому и инвестиционному обособлению.
Появление и артикулирование общественного запроса на реформы исходит из того, что при отсутствии эффективных демократических коммуникаций с властью с течением времени в социально-экономической структуре возникают склеротические элементы, исчезают гибкость, способность к адаптации и ориентация на инновации. Однако, с другой стороны, обречённость на реформы может трактоваться как единственная реакция на политический ресурс доверия населения. (Кстати, именно по этой причине самые непопулярные реформы в России планируются сразу после очередных президентских выборов. Интересно, можно ли попробовать что-то изменить ресурсами первой отечественной "хромой утки"?)
Однако не всё так линейно. Ряд современных политологических теорий советуют проведение реформ при низких показателях общественно-политического и даже электорального доверия. Чем дальше политическое руководство тянет с реформами, тем страшнее их будет инициировать. Ведь по известной формуле, приписываемой сороковому президенту США Р. Рейгану, правительство не решает проблемы, оно их финансирует.
Против обамовского плана повышения налогов для богатых, за счет которых можно увеличить поступления в бюджет, последовательно выступают оппоненты из республиканской партии, занимающей большинство мест в нижней палате конгресса. Вполне обоснованно они опасаются замедления динамического роста экономики. "Налоговый кодекс должен реформироваться с одной целью – создать новые рабочие места. А когда планируется обложить налогом 1% национальной экономики – это похоже на классовую борьбу", – заявила Линдси Грехэм, сенатор-республиканец от Южной Каролины.
Конечно, любая инициатива по увеличению налогообложения наиболее состоятельных слоев населения отдаёт популистским душком. Никогда бедные не становились богаче от того, что богатые начинали отдавать больше. Для развитых экономик подобное реформирование, как правило, порождает попытки минимизации налогового бремени со стороны состоятельных граждан. Например, финансовую миграцию в страны с льготной и, следовательно, более привлекательной системой налогообложения.
Да, Барак Обама желал бы придать экономике понятный по содержанию стимул. Подыграть чувствам избирателей можно лишь в краткосрочной перспективе. Но хватит ли ему временного лага конвертировать надежду на реформы в эффективные и понятные большинству американцев результаты? Сможет ли президент избавиться от статуса заложника политического процесса? – При постоянном движении на changeable поворотах создаётся устойчивое ощущение движения по кругу. Иногда это выражается в категориях электоральных циклов, но давайте вспомним … "глубинные причины связаны с разложением устаревшего способа производства, зарождением новых экономических отношений и новых классов, обострением социально-политических противоречий" – порой всё это превращается в Реформацию. Грань между проповедью реформационных идей и организационно-политическим руководством массами ускользающе неочевидна.
http://thelastpageof.livejournal.com/141519.html
http://liberty.ru/layout/set/print/Themes/Amerika.-Bezvremen-e-dlya-reform