http://thelastpageof.livejournal.com/125508.html
Набирающая обороты президентская кампания в Соединённых Штатах Америки по многим критериям становится уникальной. Определяется это не только фигурами (персонами) основных кандидатов, но и теми внутриполитическими условиями, в которых проходит противостояние. Предстоящие выборы – не первые, в которых значительная роль отводится передовым достижениям информационного общества и технологическому применению установленных закономерностей поведения аудитории в массово-коммуникационных процессах. Но именно ситуационное сочетание, совокупность структурообразующих факторов, определяющих интригу выборной борьбы, будет исключительной и во многом по праву инновационной.
Американская президентская кампания-2012 уже сейчас демонстрирует не просто очевидный запрос на новую медийность кандидатов и их предвыборных штабов; она формирует и классификационно формулирует новые стандарты и критерии эффективности как собственно предвыборной борьбы, так и составляющих электорального успеха.
В предлагаемом материале относительно тезисно будет рассмотрено взаимовлияние трёх аспектов кампании – развитие новых информационно-коммуникационных технологий, обсуждение актуальных проблем достоверности политически значимой информации и вовлечённость во внетерриториальные измерения демократических преобразований.
Социализация Интернета, глобальное развитие новых медиа и связанной с ними сложно организуемой интерактивной коммуникации сформировали качественно иные условия существования политических исследований и политических технологий. В значительной мере изменился процесс производства политически и социально значимой информации, трансформировались отношения между представителями политического класса, публичными интеллектуалами, медиа и электоратом. Чувствительно отличными от традиционных стали взаимоотношения внутри политико-медийных пространств, между средствами массовой информации и аудиторией, между СМИ, властными структурами и общественными институтами.
Ключевыми факторами в развитии взаимодействий новых медиа и американских избирателей по-прежнему остаются инициативы профессиональных журналистов и представителей экспертно-консультационной среды. Хотя, без сомнений, роль государственной политики в сфере инновационного, технологического и информационно-коммуникационного развития, а также конституционные гарантии свободы слова также являются исторически определяющими векторами в развитии этих взаимоотношений.
Высокий уровень потребления Интернет-коммуникаций и мобильной телефонии, максимальная восприимчивость к новым технологиям обусловлены в равной степени как особенностями социокультурных привычек американцев, так и высоким уровнем технологического развития, что во многом является следствием государственной политики. Широкое проникновение новых цифровых технологий в повседневную жизнь и большой потенциал гражданского участия, последовательно сформированный в американском обществе при содействии представителей медийного и экспертно-аналитического сословий, сами по себе не позволяют охарактеризовать американских избирателей как однозначно активных участников политического дискурса. Однако реальный потенциал участия в информационных транзакциях, общественно значимых дискуссиях, создании пользовательского контента проявляется в периоды политической активности, одним из которых выступает общенациональная выборная кампания.
Выведенная проницательными наблюдателями четыре года назад формула «2.0 в пользу Обамы» сегодня предлагает по-новому рассматривать пути решения задач перетекания политического в новые медиа при одновременном увеличении набора составляющих электорального успеха. Практически аксиоматическим выступает многоцелевое использование кандидатами своих сайтов (порталов) – не только для информирования избирателей о формальной и неформальной биографии кандидата, о его политической программе и об отношении к актуальным вопросам, но и для организации диалога.
Информационная и идеологическо-ценностная функции дополняются коммуникативной. Наблюдается последовательный переход от односторонней к двухсторонней и всё чаще многосторонней модели взаимодействия. Своеобразное пересечение коммуникативной и ценностной функций способствует формированию устойчивых каналов социального участия, при котором власть над политически значимой информацией перераспределяется в направлении аудитории, но возрастает роль модераторов и редакторов информационных процессов, коммуникаторов и интерпретаторов новостных (ньюсмэйкерских) и сугубо фактологических потоков.
Стоит отметить и интенсивное развитие системы частных пожертвований в бюджеты предвыборных штабов. Более 75% указанных платежей осуществляется через Интернет.
Кампания-2012 будет второй для YouTube. Месячная аудитория этого ресурса составляет в США не менее 180 млн. пользователей. YouTube по праву может считаться главным медиаканалом президентской кампании.
Представляется, что «новинкой» предвыборной борьбы выступит твиттер, используемый не столько для пиара, мобилизации сторонников и «прямых продаж», сколько для так называемого «маркетинга через общение». При этом будет чётко наблюдаться тенденция практической интеграции мобильных и геолокационных приложений. Уже сегодня предвыборные штабы кандидатов «затачиваются» на необходимость получения обратной связи и поиск идей для развития, ведь это может выступать не только превосходным источником политтехнологических инноваций, но и эффективным методом упрочения репутации.
В контексте коммуникативной парадигмы политического процесса особо актуальной становится проблема достоверности информации. В современном медийном пространстве размываются ещё вчера казавшиеся предельно чёткими границы выявления таких качеств информации, как верифицируемость, непротиворечивость, полнота, злободневность и доступность. Выработка своеобразного иммунитета на достоверное знание способствует проблематизации отношений несомненной верности приводимых сведений и вымыслом или хотя бы неподлинностью, правдоподобным и практически невероятным, а, возможно, даже хорошим и плохим, добрым и злым.
Для так называемой гражданской журналистики всё более значимым выступает вопрос критического переосмысления момента утраты источника информации при её движении к аудитории. Пользовательский контент перестаёт быть альтернативной информацией, а агрегирование и артикуляция знания, приватизированные множеством текстмэйкеров и интерпретаторов, изменяют структуру массового медиапотребления. Политически значимая информация превращается в один из элементов новой, дигитально организованной медийной культуры, что, без сомнений, способствует качественным изменениям в способах репрезентации и трансляции знания, норм, ценностей и систем целеполагания. Медиатизация отвечает ожиданиям аудитории от характера описания американской политики в целом.
При этом не стоит упускать из виду и глобальную тенденцию индивидуализации коммуникации, и быстро складывающиеся медиапривычки, которые, как правило, анализируются или при рассмотрении эволюционного перехода от журналистики факта к журналистике мнений, или при изучении эффектов от кроссмедийных переходов.
Для понимания демократического потенциала новых медиа представляется уместным рассмотрение феномена публичной сферы, которая осязаемо расширяется с развитием онлайновой среды. Эта динамика ощутима внетерриториально. В целом президентские выборы в США – событие, выходящее за пределы суверенных границ. Смена политического цикла в Вашингтоне оказывает влияние на глобальную динамику восприятия демократического миропорядка. Общеизвестен тезис, в соответствии с которым ни одна страна в мире не может сравниться с США в способности обновляться. Сила демократии как инструмента политического обновления демонстрируется именно в ходе выборов. Свой заметный вклад в продвижение этого тезиса вносят и социальные медиа.
Четыре года назад особое внимание привлёк интересный ресурс «Voices Without Votes» (www.voiceswithoutvotes.org), который представляет собой несложный в техническом исполнении агрегатор блогов, посвящённых американским выборам, но при этом обязательно «находящихся» за пределами США. Проект работает под слоганом: «America Votes. The World Speaks» и поддерживается информационным агентством Reuters.
Скорее всего, в нынешнюю президентскую кампанию подобных индивидуальных масс-медиа, однозначно ориентированных на партисипативность, будет заметно больше. Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что усиливающийся дефицит достоверности начинает эволюционно компенсироваться новой процедурностью легитимации власти. Власть не от Бога, не от закона и не от традиции, а от глобально распределённого электората, который наделяет легитимностью через активность аудитории, выстраивающей элементы гражданского участия за пределами национальных медиасистем.
http://www.zvezda.ru/prn_961.htm
http://www.zvezda.ru/politics/2011/03/09/usaelections.htm