Перминов С.
Нил Олден Армстронг родился 5 августа 1930 года на ферме своего дедушки недалеко от городка Вапаконеты, штат Огайо. Отец Нила, Стивен Армстронг работал на правительство, поэтому семья была вынуждена часто переезжать. В 1943 году семья Армстронгов, сменив около 20 мест жительств, осела в городке Вапаконета. К тому моменту Нил был активным участником Boy Scouts of America, в которой, немногим позже, достигнет высшего ранга – Eagle Scout. Главной страстью Нила с детства была авиация. В 16 лет, в возрасте, когда многие мальчишки мечтают о получении прав на вождение автомобиля, Нил получил лицензию пилота.
В 1947 году Армстронг поступил в Университет Пердью, в котором изучал авиационную промышленность. Обучение Нила оплачивалось государством – в соответствии с Holloway Plan. По этому плану предусматривалось, что учащийся обязан отслужить три года в армии США после 2-х лет обучения в университете. Так в 1949 году Армстронг поступил на службу в ВМС США. Осенью 1950 был отправлен в качестве военного летчика в Корею. За время участия в боевых действиях совершил 78 боевых вылетов на истребителе-бомбардировщике F9F Panther. Нил был самым молодым пилотом в своем звене. Во время одного из полетов был сбит. За отвагу получил Авиационную Медаль и две Золотые Звезды. Был отправлен обратно в США еще до окончания военных действий.
В 1955 году Армстронг окончил свое обучение в университете Пердью, получив степень бакалавра. По окончании университета стал пилотом-испытателем. Сначала работал в Льюисском исследовательском центре, но менее чем через год был переведен на Военно-Воздушную Базу Эдвардс. Осенью 1960 совершил свой первый полет на North America X-15. В общей сложности совершил 7 полетов на Х-15, сумев достигнуть скорости 5.74 Маха (6 615 км/ч) и высоты 63 198 метра. В 1962 году был зачислен в отряд гражданских пилотов при NACA (впоследствии NASA). Его боевой опыт, награды, молодость, образование были предметом зависти среди коллег. Однако находились и те, кто вполне обоснованно осуждали его за слишком «однообразный», «механический» стиль пилотирования.
Несмотря на то, что Нил был весьма хорошим пилотом, в его биографии были и неудачные моменты. Так 21 мая 1962 года, совершая посадку на полосу военно-воздушной базы Нелис, из-за поломки гидравлики и отказа систем связи Нил вылетел с посадочной полосы и едва ли не уничтожил свой F-104. Отправленный за ним пилот Нил Томпсон никогда ранее не пилотировал данный тип самолетов, поэтому при посадке у него взорвалось шасси. После этого, уже за двумя пилотами был послан третий борт - T-33 Shooting Star, который также, едва не разбился при посадке. После этого Нелис запросил транспортировку пилотов в Эдвардс по земле.
Летом 1969 года Армстронг стал командиром космического корабля «Apollo 11». 20 июля 1969 года, осуществил посадку лунного модуля на поверхность Луны, в ручном режиме. 21 июля стал первым из людей, побывавших на Луне. В общей сложности, Нил с коллегами, пробыли на поверхности Луны около 150 минут. 24 июля 1969 г. они вернулись на Землю. За этот полет Армстронг получил Президентскую «Медаль Свободы».
В 1971 году, Нил покидает штаб-квартиру NASA, где работал в отделе перспективных технологий. В 1986 году был назначен вице-председателем комиссии, изучавшей обстоятельства гибели шаттла «Челленджер». В 2009 году был удостоен Золотой Медали Конгресса.
В наши дни, Нил Олден Армстронг мирно проживает со своей женой в штате Огайо, возглавляет крупную фирму по выпуску аэрокосмических приборов, работающую в основном по государственным заказам – AIL Systems Inc.
Источники:
- Народный биографический справочник // http://eternaltown.com.ua/content/view/854/2/
- NASA // http://www.nasa.gov/worldbook/armstrong_neil_worldbook.html
- About.com // http://space.about.com/od/astronautbiographies/a/Biography-of-Neil-Armstrong.htm