На главную страницу


Ветров А.

Сторонники снижения возрастного ценза для получения избирательных прав с 21 года до 18 лет появились в Соединенных Штатах задолго до 1971 года, когда соответствующая поправка была ратифицирована штатами и стала частью Конституции. Политические споры на тему вынесения соответствующих законопроектов и проектов поправок к Основному закону сопровождали каждый военный конфликт, в котором участвовали Соединенные Штаты. Первые попытки внесения изменений в законодательство США, позволивших участвовать в избирательном процессе американцам, достигшим 18-летнего возраста, делались еще после окончания Гражданской войны. Современное движение за снижение возрастного ценза берет свое начало в 1942 году, когда сенатор Артур Ванденберг и член Палаты Представителей Дженнингс Рэндольф внесли в Конгресс на рассмотрение проект конституционной поправки.

Артур Ванденберг (слева) и Дженнингс Рэндольф

Главный аргумент его сторонников остался неизменным со времен Гражданской войны: если 18-летние граждане США считаются достаточно взрослыми, чтобы призываться в регулярную армию и участвовать в боевых действиях, то почему тогда они не имеют права участвовать в выборах, тем самым, посредством своих голосов влиять на внешнюю и внутреннюю политику руководства страны. Попытки провести поправку в 1940-х годах закончились неудачей, хотя штат Джорджия принял решение предоставить 18-летним гражданам штата право на участие в любых выборах на его территории.

В следующий раз вопрос о снижении возрастного ценза встал во время Корейской войны, но опять же результатом всех инициатив стало лишь решение еще одного южного штата предоставить избирательные права своему населению, достигшему 18-летнего возраста – вслед за Джорджией, таким штатом стал Кентукки.

Но вот наступили 1960-годы, США вступили в войну во Вьетнаме, вслед за чем последовали массовые общественные протесты. В связи с этим движение за избирательные права для молодежи вышло на новый уровень развития, теперь это был уже способ выражения недовольства политикой действующей администрации. В целом сторонники снижения избирательного ценза аргументировали свою позицию пятью основными моментами. Во-первых, это было связано с участием молодых людей в боевых действиях, во-вторых, с тем, что, начиная с 18 лет граждане США уже должны платить налоги, и могут привлекаться к уголовной ответственности, но не имеют возможности активно участвовать в политической жизни страны, в-третьих, эта категория граждан уже имеет достаточное образование, чтобы полноправно участвовать в жизни государства, в-четвертых, в сложившейся в США напряженной ситуации снижение возрастного ценза могло немного успокоить общество и, наконец, в-пятых, это должно было принести пользу развитию демократии в стране. Их оппоненты указывали на то, что молодыми людьми, которые склонны видеть все в черном или белом цвете, будет легко манипулировать. Однако, противников проекта конституционной поправки было уже меньше и те были значительно слабее политически, поэтому ее проект был внесен на рассмотрение Конгресса как только тот открыл свою новую сессию в январе 1971 года.

Законодательным стимулом для принятия поправки, предоставляющей избирательные права гражданам США уже с восемнадцати лет, стало решение Верховного суда по делу «Орегон против Митчелла», причиной рассмотрения которого стало включение конгрессменами в «Акт об Избирательном Праве» положения, по которому, начиная с 18 лет, американцы получали право на участие в выборах. Штат Орегон, считая, что вопросы избирательного законодательства является внутренним делом отдельных штатов, опротестовал это решение в Верховном суде, но тот не принял его позицию, постановив, правда, что право голоса для данной категории граждан предоставляется лишь на федеральных выборах, и штаты вправе устанавливать возрастные требования к участникам выборов в местные органы власти. Через шесть месяцев после этого решения Верховного суда XXVI поправка к Конституции, снизившая возрастные требования к избирателям с 21 года до 18 лет, набрала необходимое число ратифицировавших её штатов.

Это была последняя поправка, регулировавшая избирательное право в Соединенных Штатах. Как и все изменения Конституции, посвященные избирательному праву, она позволила расширить политические права граждан, способствовала тому, чтобы сделать еще большим представительство интересов различных общественных групп в органах государственной власти и заставила её учитывать интересы еще большего количества граждан.

 

Источники: