Павлова М.
Первого июня 1926 года в трущобах Лос-Анджелеса, штат Калифорния, на свет появилась будущая звезда, секс-символ Америки, самая знаменитая женщина XX века Мэрилин Монро. Тогда же ещё Норма Джин Мортенсон. Фамилию её отца Глэдис Бейкер – мать девочки – так и не смогла вспомнить, поэтому ребёнка зарегистрировали под фамилией матери. Глэдис работала монтажёром на киностудии RKO , но из-за проблем с психикой и спиртным, работу она потеряла, а вскоре её отправили в больницу для душевнобольных. Поэтому детство юной Нормы прошло в приютах для сирот. В 1937 году семья Годдардов приютила её у себя, но уже в 1942 году они вынуждены были перебраться на Восточное побережье. Взять с собой Норму они не могли. У шестнадцатилетней девушки было два варианта – либо возвратиться в приют, либо выйти замуж.
19 июня 1942 года Норма стала женой 21-летнего Джимми Дороти, с которым встречалась 6 месяцев. «Она была славной, щедрой и религиозной девушкой, - вспоминал впоследствии Джимми. – И ещё обожала крепкие объятия». Как потом признавалась и сама Мэрилин, это было самое удачное из всех её замужеств, она действительно любила Джимми, и они были счастливы вместе до 1944 года, когда Джимми нанялся матросом на торговое судно и отплыл в Тихий океан.
После отъезда мужа, Норма стала работать на конвейерном производстве небольшой фабрики в Бурбанке, Калифорния. Спустя несколько месяцев, фотограф Дэвид Коновер увидел очаровательную Норму, фотографировавшую женщин, которые сделали пожертвования в военный фонд журнала “ Yank ”. Дэвид не мог поверить своей удаче – Норма была мечтой фотографа. Он сделал серию снимков девушки и разослал их по всем журналам, которые невероятно заинтересовались красавицей, созданной для глянцевых обложек. Через два года её знали все. Она всерьёз начала изучать актёрское мастерство на примере таких актрис, как Джин Харлоу и Лана Тернер, стала посещать драматический кружок, тая в сердце мечту о покорении Голливуда и всего мира. В 1946 году вернулся Джимми – и перед Нормой вновь встал выбор – на этот раз выбирать надо было между браком и карьерой.
Они развелись в июне 1946 года, и уже 26 августа того же года Норма подписала свой первый контракт с киностудией “ XX Century Fox ”, согласно которого зарабатывала 125 долларов в неделю. Через некоторое время она перекрасила волосы в белый цвет и изменила имя. Фамилию она взяла от бабушки, об остальном «история умалчивает», как говорила сама Мэрилин.
Первая роль будущей звезды была эпизодической и незаметной – в фильме «Опасные годы» 1947 года. Целый год она играла горничных, появлявшихся в кадре не более чем на минуту, пока в триллере Джона Хастона «Асфальтовые джунгли» Мэрилин не дали тоже маленькую, но всё-таки более важную роль. Спустя год критики чрезвычайно положительно отозвались о её игре в фильме «Всё о Еве», где в небольшом эпизоде Мэрилин Монро сумела передать целую палитру чувств и эмоций, которые снедают маленькое честолюбивое создание - ее героиню мисс Косуэлл, начинающую актрису, мечтающую стать звездой и не брезгующую для этого никакими средствами. Ещё год легкомысленных фильмов – и наступил триумф Мэрилин – картина «Ниагара», где она сыграла молодую, красивую Роз Лумис, замышляющую убийство своего старого мужа на фоне красот Ниагарского водопада.
Однако для режиссеров Мэрилин Монро, прежде всего, оставалась красивой женщиной, и никто из приглашавших ее сниматься не видел и не хотел видеть в ней актрису. Этим объясняется и репертуар лент с ее участием. О содержании фильмов можно судить даже по их названиям: "Любовное гнездышко" (1951), "Давай займёмся любовью" (1951), "Мы не женаты" (1952), "Можно входить без стука" (1952), "Джентльмены предпочитают блондинок" (1953), "Как выйти замуж за миллионера" (1953) и др. Мэрилин становится звездой, ее фотографии в вечерних туалетах и "без" расходятся в миллионных тиражах, а на страницах прессы постоянно смакуются мельчайшие подробности ее личной жизни.
В январе 1954 года роман с известным баскетболистом Джо ДиМаджио увенчался свадьбой в Сан-Франциско, перед которой актриса заявила «Не знаю, люблю ли я этого человека, но точно уверена, что ещё ни один мужчина не нравился мне сильнее». Медовый месяц они провели в Токио, откуда Мэрилин ненадолго сбежала в Корею – чтобы выступить перед американскими солдатами и поддержать их боевой дух. Это закончилось полувосстанием в лагере и недовольством супруга. И оно, к слову сказать, росло с каждым днём. Жена, которая по совместительству была секс-символом нации, не слишком устраивала консервативного спортсмена – и спустя 9 месяцев после свадьбы по причине «расхождений в карьерах» они развелись, но остались близкими друзьями на всю жизнь.
Тогда же Мэрилин поняла, что настала пора освобождаться от образа пустоголовой красотки, который не позволял ей сниматься в серьёзном кино. И хотя именно своей внешности она была обязана головокружительному взлёту на вершины популярности, она прекрасно осознавала, что способна на большее. В 1955 году она ненадолго сбежала из Голливуда в Нью-Йорк, чтобы там усовершенствовать свои таланты в театральной студии Ли Страсберга, что у критиков вызвало лишь ухмылки. Спустя некоторое время Мэрилин открыла собственную кинокомпанию “ Marilyn Monroe Productions ”, выпустила фильмы «Автобусная остановка» и «Принц и хористка». Они позволили её показать, что она может как актриса, прекрасная актриса. Критики высоко оценили эти фильмы и её мастерство. А в 1959 году Мэрилин Монро была названа лучшей комедийной актрисой за роль в фильме «Некоторые любят погорячее».
Её личная жизнь в то время проходит под эгидой известного кинодраматурга Артура Миллера, которого Мэрилин просто свела с ума. Вскоре после свадьбы, Миллер начал писать сценарий фильма «Неприкаянные» специально для невостребованного таланта Мэрилин. Её партнером был знаменитый Кларк Гейбл. Фильм стал сенсацией. Но последующий развод с драматургом (20 января 1961 года) привёл к тому, что этот фильм стал последней работой Мэрилин. В 1962 году она получила Золотой Глобус как лучшая актриса года.
Увы, в тот момент, когда "родилась" настоящая актриса Мэрилин Монро, женщине, носящей это имя, оставалось жить совсем немного... Постоянные мысли о приближающейся старости, развод с Артуром Миллером, неудовлетворенность работой закономерно привели актрису к депрессии, и как выходу из нее - злоупотреблению алкоголем, наркотиками и снотворным.
Утром 5 августа 1962 года в роскошном особняке (Брэнтвуд, Калифорния) горничная Мэрилин Монро обнаружила её тело. Хотя официальное заключение "самоубийство" пока никем не опровергнуто, и по сей день смерть Мэрилин Монро вызывает немало пересудов и догадок. И версия убийства по политическим мотивам (в последнее время в прессе много писалось о бурном романе Мэрилин с Джоном Кеннеди) также имеет право на существование. 8 августа 1962 года её тело было захоронено в мемориальном комплексе в Лос-Анджелесе.
Америка была потрясена, всему миру не верилось, что жизнерадостной белокурой красавицы больше нет в живых, что она сама захотела её покинуть. И после своей смерти Мэрилин продолжала привлекать к себе внимание. И в Америке, и в Европе было опубликовано немало книг и статей, где делалась попытка понять феномен М. М., а на экраны было выпущено несколько фильмов, посвященных ее творчеству: "Мэрилин" (1963), "До свидания Норма Джин! " (1976), "Мэрилин: нерассказанная история" (1980), "Последние дни Мэрилин Монро" (1985), "Мэрилин Монро: что кроется за легендой" (1987). Каждый по-разному, авторы этих лент стремились проникнуть в душу женщины, которая ушла из жизни непонятой... Память о ней, что жива до сих пор, лишний раз доказывает, что Мэрилин в истории кино, в душах людей стала гораздо большим, чем просто красивая блондинка. А значит, она достигла своей цели.
По материалам сайтов: