Федоров О.
«Ленд-лиз – самый бескорыстный акт в истории всех стран»
У. Черчилль
Современные дискуссии о Второй мировой войне, по сути, сводятся в несколько определенных плоскостей – одной из которых является, безусловно, дискуссия о роли ленд-лиза во Второй мировой войне. Для советской исторической науки было характерно стремление принизить роль военной помощи союзников, сохранить в строжайшей секретности реальные цифры, факты и обстоятельства на тему ленд-лиза, чему немало способствовала закрытость архивов и спецхранов. Постепенно такого рода явления уходят в прошлое. Сейчас, спустя более полувека, можно более-менее объективно оценить роль и место Ленд-лиза в победе союзников.
Ленд-лиз – изобретение президента Ф.Д. Рузвельта. Закон о ленд-лизе был утвержден Конгрессом США 11 марта 1941 г. и в тот же день подписан президентом Соединенных Штатов. Он уполномочивал главу американского государства передавать в заем или аренду правительству любой страны, оборона которой признается жизненно важной для безопасности США, военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие и др.
Общий объем помощи странам-участницам программы помощи по Ленд-лизу со стороны США составил около 50 млрд долларов, при этом Великобритания получила Львиную долю этих поставок – 30 млрд. Советское государство за время существования программы (1941-1945 гг.) приняло помощи на 11 млрд., из них на долю выделенной США помощи – 97%), в том числе 22 150 самолетов, 12 700 танков, 8000 зенитных и 5000 противотанковых орудий, 132 000 пулеметов, 376 000 грузовиков, 51 000 джипов, 8000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 472 млн. штук снарядов, 4,5 млн. т продовольствия, 2,1 млн. т нефтепродуктов, 1,2 млн. т химических и взрывчатых веществ, 11 000 вагонов, 2000 паровозов, 128 транспортных судов, 3 ледокола, 281 военный корабль. Однако, если представить эти показатели в сравнении с количеством произведенных аналогичных товаров внутри страны, то получится, что по некоторым показателям (например, по количеству мотоциклов, паровозов и ледоколов) поставки по ленд-лизу обеспечили до 85-90% всего используемого во время войны советского парка. Безусловно, самым ярким примером подобного вклада американских поставок является использование отечественной промышленностью американских метизов (то есть пружин, лент холодной прокатки, стальных канатов и тд.), производство которых не было налажено в СССР вплоть до осени 1942 года. До этого практически все отрасли машиностроения выпускали продукцию на американских комплектующих.
Но нельзя забывать также и о том, что поставки по ленд-лизу не ограничивались чисто промышленными товарами и военной техникой. Огромную роль в спасении тысяч жителей русского севера сыграли поставки продовольственных товаров. Так, например, Канада – тоже страна-участница программы ленд-лиза - предоставила 10 000 тонн пшеницы жителям Мурманска и Архангельска. Нельзя также забывать и о 17 миллионах пар американской обуви, которые в критический момент спасли Красную Армию. В решающие дни сражений под Москвой и Ленинградом американские «невоенные» товары оказались как нельзя более уместными.
Стоит также отметить и поставки союзников, сопряженные с телекоммуникациями в СССР. Одного только телефонного кафеля было ввезено в 3 раза больше, чем произведено в СССР (с 1941 по 1945). Этот кабель наряду с 250 станциями высокочастотного телефонирования – которые в СССР не производились ни до войны, ни во время нее – обеспечивал практически бесперебойное функционирование связи между крупнейшими советскими городами – Москвой, Ленинградом, Куйбышевым, Киевом, Минском, Сталинградом.
Всего существовало три основных канала поставок по программе ленд-лиза: транзитом через Иран, Северный (через Северное и Баренцево моря в Мурманск и Архангельск), а также Тихоокеанский (через порты Дальнего Востока, в частности Владивосток). В пропорциональном соотношении немногим более 50% материалов было получено через Тихоокеанский маршрут поставок, около 35% - через Северный, использования которого было сопряжено с огромной опасностью, обусловленной господством на просторах северных морей германского подводного флота, трансиранский канал транспортировок был связан с практически полным отсутствие каких бы то ни было подходящих для этого коммуникаций. Безусловно, английским инженерам удалось за период военных действий восстановить (фактически – создать) железнодорожные пути, автомобильные шоссейные дороги, но в общем и целом этот в гипотетическом варианте удобный коридор поставок не сыграл значительной роли.
Всего за годы войны в порты СССР прибыл 41 конвой, включавший 811 транспортов. В обратном направлении отправилось 35 конвоев (715 судов), при этом немцам удалось потопить 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей.
Ленд-лиз явился очень своевременной помощью СССР. Только набиравшая обороты конверсии отечественная промышленность, очевидно, не могла полностью удовлетворить все потребности армии, флота и тыла Советского Союза. Эти пробелы в поставках были компенсированы союзниками, их помощью.
В заключении хочется подчеркнуть, что Вторая Мировая война была выиграна коалицией держав, союзниками. Дискуссия относительно роли каждого из них не должна выходить за научные рамки. Лишь стремление к объективной оценке исторических событий позволит нам посмотреть на ситуацию того времени реально.
Отрадно, что не забыт человеческий подвиг солдат и моряков, многократно рисковавших собственными жизнями только для того, что успеть доставить жизнено необходимые грузы в срок. Предусматривается установка мемориальных плит участникам Северных конвоев, изготовленных в США (г. Портленд), в Архангельске на набережной Седова. Совместным решением обеих палат законодательное собрание штата Аляска 1 мая 2004 г. одобрило создание монументов на Аляске, в России и Канаде в память о программе ленд-лиза и жертвах ее бесперебойного функционирования – 4861 солдате и офицере союзных войск.
- Бережной С.С. "Флот СССР: корабли и суда ленд-лиза"
- Орлов А. С., Новоселов Б. Н. Факты против мифов: Подлинная и мнимая история II мировой войны
- Поздеева Л. В. Ленд-лиз для СССР: дискуссия продолжается // Вторая мировая война: актуальные проблемы. М., 1995.
- Роберт Джонс "Дороги в Россию"
- Соколов Б. В. Правда о Великой Отечественной войне.
- Супрун М. Ф. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы II мировой войны // Отечественная история. 1996. № 3.