Голубничая Ю.
"Я верю, что люди могут и должны достигать лучшего, самого лучшего,
чего они могут достичь. По крайней мере, я хочу именно этого.
Каким путем я к этому буду идти?
Конечно, через мой инструмент, саксофон".
John Coltrane
Прежде чем говорить что-нибудь о джазе, необходимо ответить на следующий вопрос: «Что есть джаз?». Музыка? Философия? Американское явление? Пожалуй, каждый вправе сам определять для себя, чем для него является джаз. Дефиниции могут быть настолько различными, что настаивать на каком-либо одном определении, по меньшей мере, бессмысленно, ибо такое явление как джаз крайне сложно поместить в некие рамки, тем более идентифицировать с определенным понятием.
Поэтому для начала следует обратиться к многочисленным вариантам толкования слова «jazz». Одним из самых распространенных значений является следующее: «музыкальный жанр, состоящий из множества стилей, объединенных идеей импровизации». Остальные определения имеют совершенно разнообразные, но максимально взаимодополняющие друг друга семантические оттенки:
• вздор, чепуха, глупость
• живость, энергия
• яркие краски; пестрота
• нетрадиционный, нешаблонный
• "стоять на ушах", дико вести себя
• половой акт
Уже отсюда можно предположить разноликость и многогранность такого феномена как джаз, а также предугадать разносторонний характер эволюции понятия, философии и жанра джаза.
Обратимся подробнее непосредственно к истокам джаза. Родиной этого музыкального жанра по праву считаются Соединенные Штаты Америки. Однако многие исследователи высказывают мнение о том, что истинной колыбелью джаза все же является Африка, так как именно там, впервые, стали зарождаться его ритмы. Тем не менее, свое развитие и становление в качестве состоявшегося музыкального жанра джаз получил именно в США. На этом полемика среди историков не заканчивается. Исследователи разделились на т.н. «сторонников Севера» (т.е. тех, кто считает, что родиной джаза является север США) и «сторонников Юга» (тех, кто родиной джаза считают юг). Остановимся подробнее на каждой точке зрения. Так, сторонники северного происхождения джаза аргументируют свою точку зрения следующим образом: ввиду того, что на севере США жили в основном протестанты-миссионеры (англичане и французы), которые уже во второй половине 18 века обратили негров в христианство, то, соответственно, именно здесь, на этой почве, возникло первое «предджазовое» направление «спиричуэлс», т.н. духовные песнопения североамериканских негров. Этот стиль наряду с ярко выраженным эмоциональным характером, обусловленным, прежде всего, коллективной импровизацией, сочетал в себе и некоторые черты пуританских гимнов. Другая группа исследователей апеллирует к следующим фактам: так как в южной части США преобладали, главным образом, католики (испанцы и португальцы), которые строго придерживались четких расовых и культурных разграничений, то синтез европейской и африканской культур был практически невозможен. Следовательно, именно на юге сохранились традиционные африканские ритмы, которые легли впоследствии в основу современного джаза. Также можно выделить еще одну группу историков, которые, придерживаясь общепринятой легенды, в качестве колыбели джаза рассматривают один-единственный город, а именно Новый Орлеан, утверждая при этом, что это место представляло собой наиболее благоприятную и уникальную среду для возникновения такого музыкального направления как джаз. А именно указываются такие факторы, как выгодное географическое расположение (на пересечении торговых путей), мягкий климат, а также соответствующая морально-нравственная обстановка («свободомыслящие люди, жаждущие развлечений»). Наряду со всеми этими трактовками, пожалуй, наиболее объективно к определению истоков джаза подошел президент и директор Нью-Йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс (1908-1966). Именно он продемонстрировал исторический подход к данной проблеме, и в своей хрестоматийной книге «История джаза», впервые опубликованной в 1956 году, он дал свое определение этой музыки, из которого следует, что джаз – это, прежде всего, синтез, образованный из 6 источников:
1. Ритмы Западной Африки;
2. Рабочие песни (work songs, field hollers);
3. Негритянские религиозные песни (spirituals);
4. Негритянские светские песни (blues);
5. Американская народная музыка прошлых столетий;
6. Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.
Отсюда следует, что истоки джаза в равной степени заключают в себе как многочисленные музыкальные культуры европейских народов, так и африканский фольклор как таковой. В результате чего образовался своеобразный унисон африканской эмоциональности и европейского рационализма.
Впоследствии самое существенное влияние на джаз оказал именно блюз (blue - синий, печальный). Слово “ Blues" произошло от английского словосочетания "blue devils" ("голубые дьяволы", иными словами, "когда на душе кошки скребут"). Как музыкальное направление блюз представляет собой любовные негритянские песни, смысл которых всегда содержит некоторую недосказанность и неоднозначность, так, например, грусть очень часто соседствует с юмором, а чистота с вульгарностью. С этим направлением связаны имена таких ярких личностей, как Луис Армстронг и Дюк Эллингтон.
Наконец, на основе религиозного (спиричуэлс) и светского (блюз) направлений появился самый первый джазовый стиль («новоорлеанский»), который отличался исключительно инструментальным характером. Одним из главных событий, сыгравших определенную роль в формировании этого музыкального направления, явилось завершение Гражданской войны в США, в результате которой все армейские оркестры были расформированы, соответственно, у большинства чернокожих появилась возможность приобрести огромное количество различных духовых инструментов по доступной цене.
Далее стали появляться различные стили и направления джаза: свинг, бибоп, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, фри-джаз, джаз-рок, фьюжн, фанк и etc. Более подробно с каждым направлением можно ознакомиться здесь. Что касается информации о некоторых наиболее известных маэстро джаза, то ее можно получить здесь (в разделе key figures of the decade ). Необходимо также упомянуть о стандартном «наборе» джазовых инструментов. Это, прежде всего, барабан, саксофон, труба, кларнет, тромбон и контрабас.
Пожалуй, в научной среде существует еще один камень преткновения относительно джаза. Исследователи полемизируют о наличии процесса европеизации джаза. Сторонники этой идеи утверждают, что джаз как изначально американское явление потеряло свое особое значение, утратило американский стержень. Противники этой гипотезы, наоборот, настаивают на незыблемости американских корней и на, скорее, «американизации» европейской музыки. Но, пожалуй, наиболее верным будет предположение о «запредельности» этого музыкального направления в территориальном смысле, о его мировом масштабе.
В заключении хочется все же отметить отражение, в той или иной степени, духа американской свободы в джазовой музыке. А осознать каков этот дух, при этом находясь в Санкт-Петербурге, можно, например, посетив Государственную филармонию джазовой музыки (Загородный пр. 27) под управлением талантливейшего Давида Голощекина.
Источники информации:
1. Всеукраинский джазовый портал
2. Портал «Джаз-ру»
3. Individual Jazz Collection
4. Wikipedia