На главную страницу


Развитие тайваньской проблемы в огромной степени зависит от действий США. Но не только.

Неискушенные в политике люди часто думают, что Китай и Тайвань — это два соседних государства, и их отношения на протяжении последних десятилетий характеризуются враждой, напряжением и конфликтом. Этот конфликт каким-то образом связан с США, которые вмешиваются в происходящее и не дают конфликту разрешиться естественным способом, в пользу гораздо более сильного и богатого Китая.

Тайваньская проблема

Однако в действительности ситуация гораздо сложнее. Начать с того, что Пекин считает Тайвань своей отколовшейся провинцией, а не государством, и убежден, что эта провинция рано или поздно неизбежно должна вернуться в состав Китая. Тайбэй же стремится сохранить свою автономию и демократию, которые были достигнуты после долгих лет диктатуры. Тайваньцы считают, что живут в особой стране под названием "Китайская республика на Тайване" — именно "китайская" республика, а не независимый "Тайвань". Благодаря таким лингвистическим уловкам пока что удается сохранять хотя бы относительную стабильность в Тайваньском проливе (в Пекине на законодательном уровне закреплено требование начать объединение Китая военным путем в случае если тайваньцы официально провозгласят независимость и уберут из названия определение своей республики как "китайской").

Исторические корни конфликта

Китай и Тайвань имеют общие корни, которые уходят в глубину веков. Первые поселенцы на Тайване были австронезийскими племенами, которые пришли из южного Китая. Остров появился в китайских записях в III веке нашей эры, когда китайский император послал экспедицию для исследования этого района. С XVII века на Тайвань начало прибывать большое число мигрантов из Китая, бежавших от беспорядков и нищеты. Большая часть из них была китайцами из провинции Фуцзянь или китайцами хакка из провинции Гуандун. Их потомки составляют сегодня самую большую демографическую группу на острове.

История Тайваня

Однако Тайвань не всегда был под контролем Китая. В разные периоды он был колонией Португалии, Голландии и Японии. Японская колонизация продолжалась 50 лет, с 1895 по 1945 гг., и оставила наиболее заметный след в экономике и культуре острова. После Второй мировой войны Япония отказалась от Тайваня, который был передан под управление Китайской республики - одной из победительниц в войне. Но вскоре в Китае началась гражданская война между националистами партии Гоминьдан под руководством Чан Кайши и коммунистами под руководством Мао Цзэдуна. В 1949 году Гоминьдан потерпел поражение и бежал на Тайвань, где учредил правительство в изгнании. С тех пор Китайская республика (Тайвань) и Китайская народная республика (Китай) сосуществуют, причем Тайвань после начала демократических реформ в 1990-е гг. отказался от претензий на весь Китай и борется лишь за возможность продолжить свое обособленное от Китайской Народной Республики существование.

Современные отношения

С 1949 по 1971 год Китайская республика (Тайвань) занимала место Китая в ООН и других международных организациях. У представителя Чан Кайши в Совете Безопасности ООН имелось право вето, которым он часто и с удовольствием пользовался. Однако в 1971 году ООН признала Китайскую народную республику (Китай) единственным законным представителем Китая и лишила Тайвань членства. С тех пор Тайвань столкнулся с дипломатической изоляцией, так как большинство стран мира установили отношения с Пекином, признав его принцип "одного Китая". По этому принципу любая страна, которая хочет иметь дипломатические отношения с Китаем, должна отказаться от признания Тайваня. В настоящее время Тайвань имеет официальные отношения только с 13 странами, в основном из Латинской Америки и Океании.

Число стран, поддерживающих с Тайванем дипломатические отношения, 1989-2017

Однако Тайвань не сдался и продолжал развивать свою экономику, политику и общество. В 1987 году было снято военное положение, которое действовало с 1949 года. В 1996 году на Тайване прошли первые прямые президентские выборы, которые выиграл Ли Дэнхуэй из партии Гоминьдан. В 2000 году власть перешла к оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП), которая выступает за независимость Тайваня. С тех пор на острове чередуются правительства разных политических сил, но все они придерживаются курса на сохранение статус-кво и укрепление демократии.

Китай же не оставляет попыток вернуть Тайвань под свой контроль. Он постоянно угрожает применением силы, если Тайвань объявит о своей независимости или получит признание от других стран. В 1996 году Китай провел ракетные испытания вблизи Тайваня, чтобы запугать его избирателей перед выборами. В 2005 году Китай принял закон об антисепаратистских мерах, который разрешает (и даже требует) использовать военную силу против Тайваня в случае его отделения. В последние годы Китай усилил свое военное присутствие в Тайваньском проливе, проводя регулярные патрулирования и учения. Кроме того, Китай пытается ослабить дипломатический статус и экономическое влияние Тайваня, подкупая или давя на его союзников.

Последствия для региональной и мировой безопасности

Конфликт между Китаем и Тайванем не только угрожает стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и затрагивает интересы других держав, в первую очередь США. США являются главным союзником и партнером Тайваня, предоставляя ему военную и политическую поддержку. США также имеют обязательства по обеспечению безопасности своих союзников в регионе, таких как Япония, Южная Корея, Австралия и Филиппины. В случае военного конфликта между Китаем и Тайванем США могут быть втянуты в него, что может привести к глобальной войне с непредсказуемыми последствиями.

Учения КНР вокруг Тайваня в 2023 году

Вместе с тем, союзнические отношения США и Тайваня не оформлены официально. Перед установлением дипломатических отношений с КНР в 1979 г. Вашингтон выполнил "три требования" китайских коммунистов: вывел с острова войска, денонсировал Договор о взаимной обороне с Китайской республикой и отказался от ее официального дипломатического признания. Чтобы избежать обвинений в предательстве старого союзника, Соединенные Штаты приняли специальный "Закон об отношениях с Тайванем", согласно которому угроза безопасности "народу Тайваня" приравнивалась к угрозе безопасности США. Кроме того, в этом законе США зафиксировали свое право продолжать поставки на Тайвань оборонительных вооружений.

Китай также имеет свои интересы и союзников в регионе. Китай стремится укрепить свое лидерство и влияние в Азии, расширить свой доступ к ресурсам и рынкам, защитить свои территориальные претензии и национальный суверенитет. Китай также сотрудничает с другими странами БРИКС, особенно с Россией, которая является его стратегическим партнером и поставщиком вооружений. Китай и Россия имеют общие интересы в противодействии американскому доминированию и санкциям, поддержке многополярного мира и сотрудничестве в различных областях.

Таким образом, конфликт между Китаем и Тайванем может стать поводом для столкновения двух блоков - G7 (НАТО) и БРИКС (или другого объединения России, Китая и их союзников), которые имеют разное видение мирового порядка и разные ценности. Это может подорвать международную безопасность, экономическое сотрудничество, доверие и диалог. Поэтому необходимо искать пути разрешения этого конфликта мирными средствами.

Возможные пути разрешения тайваньской проблемы

- Поддержание статус-кво. Это означает сохранение существующего положения дел, когда Тайвань не объявляет о своей независимости, а Китай не применяет силу для его присоединения. Этот вариант может быть приемлем для обеих сторон, если они будут соблюдать принцип "мирного сосуществования" и избегать провокаций и эскалации. Однако этот вариант также несет риски нестабильности и неопределенности, так как он не решает основной проблемы статуса Тайваня и может быть нарушен в любой момент из-за внутренних или внешних факторов.

- Диалог и переговоры. Это означает возобновление прямого или косвенного общения между Китаем и Тайванем с целью поиска компромисса и урегулирования спора. Этот вариант может способствовать улучшению взаимопонимания и доверия между сторонами, а также уменьшению напряженности и риска конфликта. Однако этот вариант также сталкивается с трудностями, так как Китай и Тайвань имеют разные позиции по ключевым вопросам, таким как принцип "одного Китая", независимость Тайваня, участие Тайваня в международных организациях и роль США в регионе.

- Мирное объединение. Это означает достижение соглашения между Китаем и Тайванем о добровольном и равноправном объединении под властью единого правительства. Этот вариант может положить конец длительному разделению китайского народа и создать условия для совместного развития и процветания. Однако этот вариант также кажется малореалистичным, так как он требует большой готовности и жертв со стороны обеих сторон, а также учета интересов других заинтересованных стран, в частности США.

- Независимость Тайваня. Это означает провозглашение Тайванем своей полной независимости от Китая и получение международного признания. Этот вариант может удовлетворить стремление тайваньцев к самоопределению и свободе, а также укрепить их национальную идентичность. Однако этот вариант также самый опасный, так как он может вызвать жесткую реакцию со стороны Китая, который считает Тайвань неотъемлемой частью своей территории и готов применить силу для предотвращения его отделения. Кроме того, независимость Тайваня может столкнуться с недостатком международного признания, так как большинство стран придерживаются принципа "одного Китая" и не хотят портить отношения с Пекином.

 

В ближайшем будущем на развитие тайваньского вопроса окажут влияние три ключевых фактора:

- Первый — результаты выборов главы островной администрации, которые пройдут 13 января 2024 года. Нынешняя лидер Тайваня Цай Инвэнь от Демократической прогрессивной партии уже занимает пост два срока, и поэтому выставить свою кандидатуру не сможет. Однако не вызывает сомнений, что любой политик, выдвинутый Демократической прогрессивной партией, будет продолжать линию на укрепление тайваньской идентичности и сопротивление давлению Китая. Оппозиционная партия Гоминьдан выступает за улучшение экономических и культурных связей с Пекином (хотя также не приемлет материковой риторики "воссоединения"). Исход выборов может повлиять на тональность и напряженность диалога между сторонами.

- Второй — уровень военного сотрудничества между США и Тайванем. США являются главным поставщиком оружия для Тайваня и обязаны по закону оказывать ему помощь в случае военной агрессии со стороны Китая (правда характер этой помощи в законе не прописан, что позволяет США проводить политику "стратегической неопределенности". В Пекине могут только догадываться, что предпримут США в ответ на военную операцию в Тайваньском проливе, но и на Тайване не знают наверняка, придут США на помощь или нет). В последние годы США усилили свое присутствие в Тайваньском проливе, проводя учения, патрулирование и транзитные посещения своих военных кораблей и самолетов. Также США активизировали контакты с тайваньскими политиками и чиновниками, что вызывает резкое неодобрение Пекина.

- Третий — состояние отношений между Китаем и США на глобальном уровне. Напряженность между двумя сверхдержавами растет из-за торговой войны, конкуренции в сфере технологий, прав человека, безопасности Юго-Восточной Азии и других вопросов. Тайваньская проблема может стать поводом для эскалации конфликта или жертвой компромисса между сторонами.

В целом, напряженность вокруг тайваньской проблемы достигла сегодня беспрецедентных масштабов. Вероятность перехода конфликта в горячую фазу чрезвычайно высока. Особенно большую тревогу вызывает то, что решение о начале силового воссоединения Китая может быть принято в любой момент по воле одного человека — руководителя КНР Си Цзиньпина. А что происходит у него в голове, и как он оценивает ситуацию, наверняка не знает никто.