На главную страницу


Рождение государственной пропаганды США как особого правительственного института обычно относят к периоду Первой мировой войны. Как не трудно догадаться, пропаганда эта носила, главным образом, антигерманский характер. Так как раньше американцы никогда не сталкивались с «промывкой мозгов» такого масштаба, эффективность пропагандистских усилий оказалась просто потрясающей. К концу войны значительная часть жителей США ненавидела немцев всеми фибрами души.

Для решения пропагандистских задач в структуре правительства США 14 апреля 1917 года было создано специальное ведомство. По просьбе президента Вудро Вильсона известный публицист из Калифорнии, Джордж М. Крил (George M. Creel) возглавил Комитет общественной информации, в штате которого к концу войны состояло более 150 тыс. сотрудников.


Крил и его подчиненные развернули бурную деятельность. Были использованы все доступные в то время каналы информации. По газетам рассылались списки тем, желательных и нежелательных для публикации, а также специально подготовленные пропагандистские материалы. Снимались фильмы, нанимались многочисленные ораторы-пропагандисты, выступавшие в театрах, концертных залах и церквях. Художники и карикатуристы трудились над агитационными материалами не покладая рук.

Самыми известными пропагандистскими фильмами Комитета Крила стали Pershing's Crusaders, America’s Answer и Under Four Flags.

 

 

 

 

 Американские плакаты периода Первой мировой войны задали тон целой эпохе развития изобразительного искусства. Один из плакатов, нарисованных Джоном Монтгомери Флаггом, стал настоящим символом США на многие десятилетия вперед – I Want You for the U.S. Army.

 

 

Поначалу казалось, что убедить американцев в злокозненности немцев будет не слишком простой задачей. Значительная часть населения США не была готова к выбору сторон в европейской войне, по самым разным причинам. У кого-то были немецкие корни, а кто-то (например, ирландцы) считали, что даже самый плохой немец лучше самого хорошего англичанина. Но в итоге, пропагандистская кампания принесла свои плоды.

Вне всякого сомнения, Джордж Крил оказался весьма «эффективным менеджером», но все же приходится признать, что он и его подопечные несколько перестарались.

Германия и все немецкое подвергались унижению и поруганию без всякой меры. Аргументы часто использовались откровенно примитивные, чтобы не сказать идиотские. Например, в одном из пропагандистских фильмов проводилась мысль, что все немцы крайне жестоки по своей природе, и это связано, прежде всего, с неумеренным потреблением пива.

Под воздействием криловской пропаганды американцы увлеклись переименованиями: немецкая квашеная капуста (Sauerkraut) стала именоваться «капустой свободы», а сосиски-франкфуртеры – «горячими собаками» (hot dogs).

Дети подвергали травле сверстников немецкого происхождения и забрасывали камнями собак «немецких» пород.
Взрослые не отставали от детей: симфоническим оркестрам запрещали исполнять произведения Вагнера и Бетховена, был уволен дирижер Бостонского симфонического оркестра, немец Карл Мак.

В политической среде стало хорошим тоном подвергать осмеянию и унижению немногочисленных пацифистски настроенных деятелей: известный сенатор Генри Кэбот Лодж заслужил аплодисменты коллег, избив антивоенного агитатора, а чучело другого сенатора, Роберта Лафолета, сжигали на площадях за то, что он посмел выступить против участия в войне.

В конечном итоге, Вудро Вильсон, давший добро на начало первой массированной пропагандистской кампании в американской истории, пал ее непредвиденной жертвой. Мирный договор, который Вильсон привез из Европы в 1919 году, показался разгоряченным антигерманской агитацией американцам слишком мягким по отношению к проигравшей стороне, и чуткий к общественному мнению сенат отказался его ратифицировать. Безуспешная борьба за ратификацию стоила Вильсону здоровья – осенью 1919 года его сразил апоплексический удар.

По окончании войны Комитет Крила был расформирован, но память о многочисленных агитационных перегибах сохранилась надолго. Сам Крил в мемуарах утверждал, что его ведомство занималось не пропагандой, а образованием и информированием общественности. И все же, принято считать, что первый пропагандистский «блин» у США вышел комом. Во время Второй мировой войны созданный для управления информационной политикой United States Office of War Information, хотя и носил более прямолинейное название, чем  криловский Комитет, но действовал гораздо более осторожно и осмотрительно.