Алина Гайфуллина
Самым известным кораблекрушением 20 века считается катастрофа 1912 года, когда затонул один из крупнейших пассажирских лайнеров – «Титаник». Тогда от столкновения с айсбергом погибло 1495 человек из 2207. Именно эта катастрофа получила широкий общественный резонанс, по её событиям снято 8 фильмов, и обломки корабля даже внесены в список ЮНЕСКО.
При этом очень мало людей знают о других крупных катастрофах 20 века. Одной из них является потопление британского судна «Лузитания» в 1915 году, когда из 1959 человек погибло 1198, из них 128 были гражданами США. Лайнер был торпедирован немецкой подводной лодкой в 13 километрах от берега Ирландии.
«Лузитания» был пассажирским лайнером, принадлежавшим компании «Кунард Лайн». Он был спущен на воду в 1907 году, и успешно курсировал по маршруту Ливерпуль – Нью-Йорк в течение неполных 8 лет. Всего корабль выполнил 202 трансатлантических рейса.
Во время Первой Мировой Войны правительство Великобритании посчитало «Лузитанию» непригодной для использования в качестве корабля-госпиталя (как корабль «Мавритания») или войскового транспорта, однако всё равно она была внесена в список кораблей ВВК и подверлась некоторым изменениям. В частности, было закрашено имя корабля, трубы были перекрашены в чёрный, установлены дополнительные компасы. И в своем последнем рейсе «Лузитания» не поднимала никаких флагов. Лайнер продолжал свою миссию, перевозя мирных пассажиров из Великобритании в США.
В феврале 1915 г. правительство Германии объявило о том, что морские территории вокруг Великобритании являются зоной военных действий, а подводным лодкам был дан приказ топить торговые судна Британии в этой зоне. Посольство Германии в США предупредило американское население, чтобы они не пользовались услугами британских мореходных компаний, так как могут быть подвержены атаке субмарин в территориальных водах Британии. Предупреждение было напечатано в 50-ти газетах, несколько американцев отказалось плыть этим рейсом.
Пассажирский лайнер покинул порт Нью-Йорка в субботу 1 мая 1915 года. Плавание через Атлантический океан, несмотря на военное время, шло довольно спокойно. Пассажиры проводили время как обычно, ничего не предвещало беды.
Вечером 6 мая капитан Уильям Тернер (один из лучших капитанов британского флота) получил телеграмму о том, что у побережья Ирландии активизировались немецкие подводные лодки: накануне субмарина U-20 потопила шхуну «Эрл оф Латам», которая везла продовольствие для Великобритании. 6 мая U-20 торпедами отправила на дно лайнеры «Центурион» и «Кандидат».
На седьмой день плавания на рассвете корабль вошёл в зону тумана. Капитан дал приказ подавать сигналы военным кораблям, которые должны были встретить «Лузитанию» и сопровождать её в порт Ливерпуля. Однако рядом почему-то не оказалось ни одного военного судна Королевского флота. В 13-ти километрах от побережья Ирландии, примерно в 14.10, матросы и пассажиры, отдыхающие на палубе, заметили торчащий из воды перископ и рубку субмарины. Тут же весь корабль понял, что им не удаться достичь берегов Великобритании. Впередсмотрящий на носу лайнера, Лесли Мортон, заметил стремительно набирающую скорость белую полосу, двигающуюся прямо на корабль и закричал «Торпеда по правому борту!»
U-20 выпустила торпеду в роскошный лайнер, находясь примерно в 500 метрах от него. Удар пришелся на три метра ниже ватерлинии. Снаряд пробил 7-дюймовую стальную обшивку корабля. Удар торпеды вызвал второй, более мощный взрыв в трюме, из-за которого обломки и дым проникли внутрь корабля. До сих пор неизвестно, что вызвало такой взрыв: находящиеся в трюме котельные или якобы находящиеся там несколько тонн боеприпасов, которые «Лузитания» везла для помощи Великобритании.
«Лузитания» сразу подала сигнал бедствия. Из-за того, что угол наклона корабля быстро увеличился (всего за семь минут он достиг 30 градусов), невозможно было спустить шлюпки, которые находились по левую сторону борта. При спуске шлюпок экипаж не учёл, что судно продолжает двигаться, и когда первые две шлюпки были спущены на воду, они ударились о борт судна и перевернулись. Все находившиеся в них люди оказались в воде. Также экипаж потерпел неудачу и с остальными шлюпками: из 48, находившихся на корабле, удачно спустить в воду удалось только 6.
Судно пошло ко дну всего за 18 минут (для сравнения, «Титаник» затонул за 2 часа 40 минут). Большинство пассажиров 3-го класса оказались заживо погребенными в своих каютах. Капитан Тернер оставался на своём месте до тех пор, пока его не смыло волной за борт. Он продержался в воде три часа, когда силы уже покинули его, и он начал тонуть, нашивки его капитанской формы, блестевшие в воде, заметил один из рыбаков, и вытащил его. На место гибели роскошного корабля начали прибывать другие судна: английские пароходы «Этониан» и «Сити оф Эксетер», американский танкер «Наррагансет», английский крейсер «Джуно». Однако все они, увидев перископы германских подводных лодок, развернулись и удалились. Самым смелым оказалось греческое грузовое судно «Катарина», которое и подобрало большую часть выживших в катастрофе людей. Также настоящую отвагу проявили и рыбаки с побережья Ирландии, которые увидели крушение судна, и приплыли спасать людей.
Всех спасенных доставили в Квинстаун. Трупы погибших были сложены на пирсе этого города, и представляли собой страшное зрелище. Всего на борту находилось 1959 человек. Погибло 1198 человек, из которых 94 ребёнка (из них 35 младенцев), 785 пассажиров и 413 членов экипажа. На корабле погибло 128 американцев.
Именно катастрофа «Лузитании» считается первым событием, которое изменило отношение жителей США к Первой Мировой войне и Германии. Население США были в ярости оттого, что их соотечественники погибли. Массовая гибель мирного населения получила широкий общественный резонанс во многих странах, и правительство Германии было вынуждено оправдываться за действия капитана U-20 Швигера.
Эта трагедия до сих пор во многом является неразгаданной. Специально ли гражданский корабль был затоплен, или по ошибке германского командования? Почему лайнер не имел военного эскорта? Существует версия, что «Лузитания» была подставлена британским правительством, чтобы втянуть США в Первую Мировую Войну. Однако, к сожалению, мы никогда не сможем узнать правду, так как множество документов о гибели корабля и сейчас находятся под грифом «Совершенно секретно».
Источники:
- «Лузитания». 100 великих кораблекрушений.
- http://www.nnre.ru/istorija/100_velikih_korablekrushenii/p42.php
- Лузитания. История в историях. http://wordweb.ru/2007/12/07/luzitanija.html
- «Лузитания» - вторая катастрофа XX века http://flot.com/history/events/lousitaniya.htm
- «Лузитания». Катастрофы и катаклизмы http://crash.worldwebspot.com/korablekrusheniya/luzitaniya.html
- Пассажирский лайнер «Лузитания»http://www.seapeace.ru/seafarers/accidents/297.html
- Первая Мировая Война. «Лузитания» http://wwi.hut2.ru/death/lusitania.htm
- Последнее плавание «Лузитании». Журнал «Вокруг света», июнь 1995 г. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1211/