На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Белезеко А.

 

Отцы основатели американской государственности не имели общего мнения по поводу того, по какой системе следует избирать президента. Одни считали, что избирать президента должен Конгресс, другие - что это должны делать избиратели простым большинством голосов. От последней идеи было решено отказаться по тем соображения, что, не имея достаточной информации о кандидатах, простые граждане, скорее всего, отдадут свой голос выходцу из родного штата. Таким образом, побеждать всегда будут представители наиболее многочисленных штатов. Был найден компромисс – в виде коллегии выборщиков.

Можно провести аналогию между коллегией выборщиков и системой, существовавшей в Римской республике. В рамках той системы граждане Рима разделялись на группы по 100 человек, каждая такая группа имела один голос, за или против, предложенной Сенатом одной кандидатуры. Подобно «группам по 100 человек» штаты в США имеют определенное число выборщиков, количество которых зависит от размера делегации данного штата в Конгрессе.

Сейчас коллегия выборщиков функционирует следующим образом: у каждого штата есть определенное число выборщиков, равное числу конгрессменов от штата (суммарное количество представителей от данного штата в Сенате и Палате Представителей). В дополнении к этому, округ Колумбия, не имеющий представительства с правом голосования в Конгрессе, имеет три голоса выборщика. На последних президентских выборах было 538 выборщика. Хотя у каждого штата свои особенности, свои избирательные законы, как правило, выборщики назначаются членами партии в пределах штата. Выборщик не может быть сенатором, членом Палаты Представителей, или каким-либо другим чиновником.

 

 

Кандидат, набравший большее количество голосов на всеобщих выборах в рамках штата, получает все голоса выборщиков данного штата. Исходя из такой системы, за кандидата могут проголосовать миллионы граждан, но он не получит ни одного голоса выборщиков.

В первый понедельник после второй среды декабря выборщики собираются в столицах своих штатов и голосуют за президента и вице-президента. Ни в Конституции, ни в каком-либо другом законе не сказано ничего о том, что выборщики обязаны проголосовать согласно результатам всеобщего голосования, то есть отдать свои голоса победителю всеобщего голосования, однако те, кто не сделают этого, скорее всего не будут переизбраны в качестве выборщиков. Для победы на президентских выборах кандидату необходимо набрать 270 голосов выборщиков. При небольшом разрыве голосов или соперничестве многих партий, ни один кандидат может не набрать нужных 270 голосов выборщиков. В этом случае президента выбирает Палата Представителей. Если ни один кандидат в вице-президенты не набирает нужного числа голосов выборщиков, его выбирает Сенат.

Система «победитель получает все», когда кандидат, набравший большее количество голосов на всеобщих выборах, получает все голоса выборщиков данного штата, по мнению многих, ведет к несправедливому распределению голосов выборщиков. Так на выборах 1876, 1888 и 2000 г кандидат, набравший большее число голосов избирателей все же не набрал нужное количество голосов выборщиков и не стал президентом.

 

Недостатки системы с использованием коллегии выборщиков

1) Главным недостатком системы выборщиков является то, что кандидат за которого проголосовало большинство избирателей (больше, чем за других) может и не стать президентом. Такая ситуация возникла в 2000 году, когда за А. Гора проголосовало большее число избирателей, чем за Буша, но он получил меньше голосов выборщиков, чем Буш, и поэтому проиграл.

2) Кроме того, система «победитель получает все» способствует снижению у избирателей определенных штатов желания идти голосовать. Действительно, существует неформальное деление штатов на те, которые имеют сильную тенденцию поддерживать демократов или же республиканцев. Основная предвыборная агитация по этой причине, в последнее время разворачивается в «неопределившихся штатах», небольших по размеру, которые имеют реальную возможность определить исход выборов. Например, сторонники демократической партии какого-либо штата, который традиционно считается «республиканским», не имеют большого стимула идти голосовать, они подчас небезосновательно считают, что их голос ничего не изменит.

3) Данная система не соответствует принципу «один человек – один голос». Дело в том, что каждый штат имеет, как минимум, 3 голоса выборщиков, независимо от того, насколько малонаселенным он является. Так, штаты Аляска, Дэлавэр, Вайоминг, Монтана, Южная Дакота, с разной численностью населения, а также Округ Колумбия имеют по 3 голоса выборщиков.

Преимущества

1) Система «победитель получает все» способствует стабильности двухпартийной системы, у третьих партий практически нет шансов получить большое количество голосов выборщиков, это добавляет стабильности американской политической системе (Некоторые используют тот же довод, только в качестве недостатка)

2) Небольшие группы людей обладают реальной возможностью определить исход выборов в рамках системы «победитель получает все».

Безусловно, коллегия выборщиков – политический институт прошлого. Она несовершенна и может давать сбои, что собственно и произошло на выборах 2000 года. Однако, несмотря на это, в американском обществе и в научных кругах, даже после выборов 2000 г. не наблюдается особенно жарких дискуссий по поводу реформирования или упразднения системы, хотя существует рад предложений на этот счет. Создается впечатление, что такое положение дел, когда существует механизм, который может допустить, что президентом станет кандидат, не набравший большинства голосов избирателей, не особенно тревожит американцев. Это объясняется во многом особым политическим сознанием американцев, в котором особое место занимает Конституция США, ведь именно там, во второй главе описывается коллегия выборщиков. Можно с большой долей уверенности предположить, что коллегия выборщиков – уникальная черта американской политической системы не будет подвержена серьезному реформированию и не будет упразднена.

Distribution of Electoral Votes

State

1981 - 1990

1991 - 2000

2001 - 2010

Alabama

9

9

9

Alaska

3

3

3

Arizona

7

8

10

Arkansas

6

6

6

California

47

54

55

Colorado

8

8

9

Connecticut

8

8

7

Delaware

3

3

3

District of Columbia

3

3

3

Florida

21

25

27

Georgia

12

13

15

Hawaii

4

4

4

Idaho

4

4

4

Illinois

24

22

21

Indiana

12

12

11

Iowa

8

7

7

Kansas

7

6

6

Kentucky

9

8

8

Louisiana

10

9

9

Maine

4

4

4

Maryland

10

10

10

Massachusetts

13

12

12

Michigan

20

18

17

Minnesota

10

10

10

Mississippi

7

7

6

Missouri

11

11

11

Montana

4

3

3

Nebraska

5

5

5

Nevada

4

4

5

New Hampshire

4

4

4

New Jersey

16

15

15

New Mexico

5

5

5

New York

36

33

31

North Carolina

13

14

15

North Dakota

3

3

3

Ohio

23

21

20

Oklahoma

8

8

7

Oregon

7

7

7

Pennsylvania

25

23

21

Rhode Island

4

4

4

South Carolina

8

8

8

South Dakota

3

3

3

Tennessee

11

11

11

Texas

29

32

34

Utah

5

5

5

Vermont

3

3

3

Virginia

12

13

13

Washington

10

11

11

West Virginia

6

5

5

Wisconsin

11

11

10

Wyoming

3

3

3

TOTAL ELECTORAL VOTE: 538

NEEDED TO ELECT: 270

Источник: http://www.archives.gov/federal_register/electoral_college/electoral_college.html

 


Использованная литература:

  • League of AmericanWomen Voters .Choosing the President –1992. NY., 1992
  • Клэк Д. Выборы в США 2004 года. Washington DC. U.S. Department of State, 2005
  • Hartman H. How the president gets elected. New York: Simon Hartman H. How the president gets elected. New York: Simon &
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить