На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

   Бондарева В.

  Ни одно политическое событие в мире не обходится без них. Они заставляют нас смеяться и плакать, шутить и улыбаться, невольно задумываться над смыслом вещей. Они отражают социальные настроения общества, порождают массу споров и мнений, посредством символов и ассоциаций распространяют на нас свое влияние. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что теперь даже трудно представиться ее без них. Конечно, это – политические карикатуры:)

   Искусство политической карикатуры было занесено в Америку из Старого Света.  Ее история берет свое начало с 9 мая 1754 года, когда в американской газете «The Pennsylvania Gazette» впервые была опубликована первая карикатура Бенджамена Франклина с подзаголовком «Присоединяйся или умри» (Join or Die), изображающая змею, разделенную на 8 частей, каждая из которых отражает название либо колонии, либо  региона. (N.E  - Новая Англия,  V. – Вирджиния, P.  – Пенсильвания и т.д.). Собственно, змея была выбрана в качестве символа неслучайно: в то время было распространено суеверие, что змея, разделенная надвое, может вновь вернуться к жизни, если ее части соединить вместе до захода солнца. Таким образом, Франклин пытался призвать колонии к объединению пред лицом франко-индейской угрозы. Впоследствии эта карикатура станет особенно популярной в период американской войны за Независимость, подчеркивая необходимость единства всех колоний.

  Второй широкоизвестной американской карикатурой стала «Федеральная надстройка» (The Federal Superstructure), появившаяся в 1788 году в массачусетской газете. Рисунок отражает процесс ратификации конституции США. Колонны, символизирующие Дэлавер, Пенсильванию, Нью-Джерси, Джорджию и Коннектикут, уже находятся в вертикальном положении, в то время как, руки Господа постепенно приводят колонну Массачусетса в правильное положение. Под опубликованным изображением была заметка: «Опора федерации крепнет с каждым днем».

  С тех пор политические карикатуры стали все чаще появляться на страницах газет, особенно таких печатных изданиях как «Harper’s Weekly» и «American Vanity Fair». Политические рисунки стали эффективным способом воздействия на все слои общества (в то время как многие американцы оставались неграмотными): простые и компактные, а главное, понятные для всех, они стали, по сути, новым источником информации.

  Говоря о становлении американской политической карикатуры невозможно не упомянуть личность, ставшую ее иконой. Речь идет об известном американском карикатуристе немецкого происхождения Томасе Насте, работы которого известны всему миру. Именно благодаря легкой руке карикатуриста американцы впервые узнали, как выглядит Санта-Клаус, Наст первым изобразил прообраз дяди Сэма, ставшим олицетворением США. Он также считается автором эмблем республиканской и демократической партий США – осла и слона. Одной из самых известных карикатур на эту тему стала работа «Третий срок паники». Карикатура появилась спустя три дня после того, как демократы впервые после гражданской войны завоевали большинство в палате представителей. Сторонник республиканцев Наст высмеял своих испуганных однопартийцев, изобразив их в виде слона, спасающегося бегством вместе с другими животными от осла в львиной шкуре. Роль осла в карикатуре отводилась газете "Нью-Йорк Геральд", писавшей о том, что президент-республиканец генерал Улисс Грант - это современный Цезарь, добивающийся третьего президентского срока. Сам Грант, кстати, восхищался Настом, и, одержав победу на выборах, заявил, что именно работы Наста помогли его избранию.

 

  Во время Гражданской войны Наст целиком и полностью был на стороне Севера. Он описывал поля боев на границе и в штатах Юга, показывая всю бессмысленность этой войны, призывая стороны к миру. Рисунки Наста притягивали такой колоссальный интерес публики, что карикатурист, по словам президента Абрама Линкольна, стал "нашим лучшим рекрутирующим сержантом".

 

  Работы Наста также стали одной из главных причин падения Уильяма Твида (представителя Демократической партии США в Нью-Йорке, имя которого стало нарицательным для обозначения политических махинаций и коррупции). Тот так боялся художника, что послал своего эмиссара с целью подкупа Наста, предложив ему 500 тысяч долларов, лишь бы тот оставил его в покое и больше не прикасался к своему карандашу. Но Наст отверг предложение и еще более увеличил свои нападения на Твида. В итоге в 1873 г. Твид был задержан и осуждён за мошенничество. В декабре 1875 года Твид убежал на Кубу, а оттуда - в Испанию, где был узнан американским туристом по одному из изображений Наста и вновь арестован.

  Еще одним знаковым событием в развитии американской политической карикатуры стало основание в 1871 году австрийским иммигрантом Джозефом Кепплером нового политического журнала «Puck». Именно этому периодическому изданию суждено было стать первым цветным изданием, посвященным политической карикатуре. Цена журнала была довольно скромной – всего 10 центов, «Puck» расходился тиражом более, чем в 85 тысяч экземпляров. Влияние «Puck’а» трудно переоценить: издание приковывало к себе читателей всех социальных слоев общества! Будучи независимым политическим карикатуристом, работы Кепплера отражали все злободневные проблемы американского общества, что и позволило «Puck’y» к концу XIX века стать одним из главных политических изданий США.

  С наступлением XX века политические карикатуры получили еще большее распространение: появляются новые направления карикатуры, начинают издаваться новые журналы, мир узнает новых карикатуристов,  газеты расходятся все большим тиражом. Кстати, появление на свет всем нам известного мишки «Тедди» также обязано политической карикатуре. В 1902 году президент США Теодор Рузвельт пощадил на охоте загнанного охотничьей командой американского чёрного медведя. Несмотря на то, что медведь все-таки был застрелен, история, дошедшая до американских газет, была немного по-другому интерпретирована и впоследствии медведь превратился в маленького симпатичного медвежонка.  Эпизод помилования впервые появился в качестве карикатуры а выпуске газеты «Вашингтон пост» от 16 ноября 1902 г. Вскоре одна из подобных карикатур с маленьким мишкой попалась на глаза жене Морриса Мичтома, эмигранта из России, владельца магазина игрушек. Миссис Мичтом и сшила первого медвежонка, похожего на медведя из карикатуры. Он был установлен на витрине магазина и назван «Медвежонок Тедди», в честь президента Рузвельта. Новая игрушка сразу стала пользоваться небывалым покупательским спросом.

   Таким образом, политические карикатуры стали неотъемлемой частью американской культуры. Иллюстрированный юмор, завуалированный знаками и символами, по сути, стал еще одним источником информации, оказывая непосредственное влияние на все слои американского общества. Удивительно, но всю историю США можно проследить по политическим карикатурам того времени:

 

 

  Более чем 150 лет спустя политическая карикатура претерпела значительные изменения, как по содержанию, так и по форме. Тем не менее, одно остается неизменным: они всё также заставляют нас улыбаться и плакать. =)

 

Источники:

  1. A Brief History of Political Cartoons // http://xroads.virginia.edu/~ma96/puck/part1.html
  2. The History of the Cartoon // http://www.ccgb.org.uk/Pages/history_of_the_cartoon.html
  3. Thomas Nast // http://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_Nast
  4. Federal Superstructure // http://www.apstudent.com/ushistory/docs1751/columns.htm
  5. The History of Cartoons // http://www.realisticdiplomas.com/The-History-Of-Cartoons.aspx
  6. ‘Puck’ // http://www.greatcaricatures.com/
  7. Joseph Keppler // http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/ARTkeppler.htm
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить