На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Чернова А.

Генри Форд был признан лучшим бизнесменом XX в. журналом Fortune.  Этот человек сколотил невероятное состояние, построив самое большое индустриальное производство прошлого века. Он стал первым, кто ввёл привычные на сегодняшний день принципы конвейерного производства и менеджмента. «Фордизация» производства затронула многие сферы, даже вплоть до сферы питания, где отличным примером является МакДоналдс. Принципы, заложенные Фордом почти столетие назад, практически в неизменном виде функционируют в современном производстве.

Сам же магнат родился 31 июля 1863 г. в маленьком городке Дирборн, штат Мичиган, на родительской ферме. Наверное, можно говорить о том, что Форд - тот самый пример американской мечты, ибо семья его не была богатой, успехов Генри добился своим трудом и умом. Генри, в отличие от его братьев и сестёр, а таковых у него было шестеро, не хотел работать на ферме: его с детства интересовали различные механизмы. Так, например, известен первый опыт работы Форда с механизмами еще в детстве: мальчик, возвращаясь с отцом на повозке домой, по дороге встретил мужчину на странном самодвижущемся «агрегате». Маленького Генри это настолько впечатлило, что изобретение самодвижущейся повозки стало мечтой мальчика. В 12 лет он обзавелся мастерской, а, починив соседскую молотилку, Форд стал известен в округе, как хороший механик. Позже он собрал паровой двигатель, а затем переехал в Детройт, где был принят на работу помощником машиниста.

Женился Форд на первой красавице округа - Кларе Джейн Брайент в 1888 г., а уже в 1891 г. Генри получил должность инженера, а затем и главного инженера, в компании Эдисон Иллюминэйтинг. Помимо работы, Форд уделял много времени реализации собственных идей. Вскоре появилась газолиновая тележка Форда, а затем и квадроцикл. Квадроцикл представлял из себя двигатель на велосипедной раме с четырьмя колёсами и был сооружен в 1896 г. Он и стал первым «автомобилем» Ford, а Генри Форд стал первым водитлем Америки, получив на то официальное разрешение полиции.


Фэйр-Лейн - поместье Г.Форда

 

Вскоре, Фордом была основана компания Detroit Automobile, Форд успел собрать лишь несколько гоночных машин, перед тем, как она обанкротилась.  Интересно отметить, что и сам Форд участвовал в гоночных соревнованиях и даже, в октябре 1901 г., сумел обойти американского чемпиона Александра Уинтона! После того, как 1-ая компания обанкротилась, Форд основал вторую - Ford Motors. Вот уж эта компания известна многим во разных частях планеты и до сих пор выпускает автомобили. Форд, однако, владел лишь 25, 5 % акций, а совладельцами были еще 12 бизнесменов из Мичигана. Тогда он занимал роль вице-президента и главного инженера компании, но уже в 1906 г. он стал президентом и основным владельцем.

 

Эволюция эмблемы

 

До того, как Форд стал производить машины, автомобиль воспринимался как что-то необычное и считался лишь чем-то, что могло быть не у каждого богача. Форд же мечтал, что владельцами его автомобилей смогут стать самые простые граждане, и даже простой рабочий с его завода сможет позволить себе такую роскошь: «Я намерен построить автомобиль для массового использования. Он будет достаточно велик, чтобы в нём поместилась целая семья и достаточно мал, чтобы один человек мог управлять им. Он будет сделан из лучшего материала… Несмотря на это, его цена будет такая низкая, что всякий человек, получающий приличное содержание, сможет приобрести себе автомобиль…». Форд старался не употреблять дорогостоящих материалов, отказался от роскошной отделки и не заботился о престиже марки.

Форд производил несколько моделей, их имена не значили ничего, он называл их просто буквами английского алфавита, по порядку. «Форд-Т» стал 61-ым и последним изобретением Генри Форда. В 1909 г. Форд просто решил, что эта модель идеально подходит для массового производства и что, совершенствуя её, быть может, ему удастся сделать так, чтобы эта модель могла стать собственностью каждого.

 

Идея массового производства автомобиля была не единственной новацией машинного короля. Для реализации этой идеи Форд осуществил следующие нововведения: «террор машины», экономия времени, подбор кадров, жесткий контроль за производством и т.д. Иными словами, Форд разработал основы современного менеджмента и стал первым, кому удалось наладить производство, с помощью внедрения таких принципов.

«Террор машины» - производственная политика Форда - подразумевала строгую систему контроля и планирования, конвейерное производство, 8-часовой рабочий день и т.п. Форд очень ценил время и считал, что это единственное, чего нам постоянно не хватает. Однажды, заметив, как много времени требуется рабочему, чтобы доставить материалы к месту производства, Форд придумал конвейер. Теперь каждый рабочий отвечал лишь за один участок работы, выполнял лишь одно действие и нёс ответственность только за него.  Генри Форд не нанимал специалистов:  "Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе".

Форд считал, что все должны начинать с низшей ступени и добиваться всего самостоятельно. При найме, Генри Форд не интересовался прошлым рабочего, будь он тюремщиком, или директором завода, в нём ценились лишь стремление заработать денег честным трудом и покладистость. Форд нанимал и инвалидов, исчисляя их заработную плату точно таким же образом, как и плату обычным рабочим, предоставляя им работу по их возможностям (слепой, например, мог считать гайки). Вскоре, разобравшись с конвейером и позициями рабочих, Форд поднял плату своим рабочим до 5 долларов в день, что было в 2 р. больше, чем на остальных фабриках. Т.о. Форду не пришлось тратить время и силы на поиск новых рабочих: за такую высокую плату рабочие были рады трудиться и, разумеется, никому не хотелось терять такое место; также, Форд знал, что физическое и моральное состояние рабочих будет лучше, при высокой зарплате, а, следовательно, и работать они будут намного лучше. «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».


Конвейерное производство на заводе Форда

 

Стоит, однако, отметить, что за такую плату с рабочих и спрашивали «по-строгому». Рабочие места давались лишь трезвенникам и порядочным семьянинам, людям без плохих привычек. Работники не должны были иметь какой-либо дополнительный источник доходов (например, сдавая жильё и т.п.). Разговоры на рабочем месте были строго запрещены, на заводах были специальные «стукачи», которые вечерами наведывались в рабочие кварталы, а днём дежурили на производстве. «Шепот Форда» и «фордизированное лицо»- это изобретения рабочих. Первое описывает способ общения работников, не раздвигая губ, а второй - с помощью мимики. Несмотря на такую жесткую систему контроля, Форд был одним из первых, кто открыл школу и больницу для работников своего завода. Он также считал, что прибыль предприятия принадлежит предприятию, рабочим и обществу. Чем больше такая прибыль, тем больше должен развиваться завод, т.о. вносить новые идеи и приносить еще большую выгоду покупателям, а зарплата рабочих должна расти пропорционально выручке завода. Известен интересный случай в истории производства Форда: когда выручка превысила все ожидания, Форд вернул каждому, купившему в этом году его автомобиль по 50 долларов, считая, что завод невольно «обокрал» покупателя.

Главным и самым трудным Форд считал получение доверия покупателя. Многие фирмы продавали некачественный товар за большие деньги. Разумеется, покупатель к ним не возвращался. Форд же пытался сделать так, чтобы покупатель вернулся к нему и с радостью пользовался его товаром. Лучше было продать много автомобилей, но по маленькой стоимости, чем мало, но по большой, считал он. Так, к 1927 г. был выпущен уже 15-миллионный автомобиль!

Еще одним нововведением Форда была борьба с бюрократией. На его заводе был лишь 1 топ-менеджер- он сам. Отделы не могли взаимодействовать между собой по горизонтальной линии, все вопросы решались через него самого, это и был единственный путь коммуникации между отделами. На заводе остались лишь менеджеры низшего звена, которые отчитывались прямо перед ним. Форд отменил производственные совещания, минимизировал документацию. Он считал, что дружественные отношения мешают работе, т.к. один начинал прикрывать другого и отвечал уже не только за своё место, но и за место друга; работа не должна быть связана с остальными аспектами жизни.

Однако, вскоре, акционеры, желавшие всё больших дивидендов, и не понимавшие такую организационную и финансовую политику Форда («Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни»), всё сильнее наседали на него. Форду пришлось уйти в отставку и передать правление сыну – Эдселу Форду. Генри же, тем временем, постепенно выкупал акции и, благодаря своей предприимчивости, скоро завладел ими всеми. Акционеров больше не было. Сын стал заведовать финансами «Ford Motors». Нововведения сына, в связи с растущей конкуренцией в лице «Дженерал Моторс», которые уже выпускали машины разного качества и на любой вкус и кошелёк, заставляли Форда давать ему советы. Не осознавая того, что политика сына могла быть полезной, консервативный Форд продолжал выпускать всё тот же «Форд-Т» уже в течение почти 20 лет! «Не обращай внимание на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше всего справляется с делом» - говорил он. Со смертью сына, у которого был рак желудка,  Форд окончательно потерял адекватную картину происходящего. Его принципы постепенно рушились, компания постепенно утрачивала своё былое положение на рынке. Его конкуренты постепенно опережали его. Управление в 1945 г. пришлось передать старшему внуку – Генри Форду II. Компания стала постепенно восстанавливаться.


Музей Форда.
Автомобиль, в котором был убит Дж.Кеннеди

 

Генри Форд умер в возрасте 83 лет. Империя Генри Форда существует до сих пор. Разумеется, сегодня мы видим её адаптированный вариант, но традиции, несомненно, сохранились. Генри Форд II достойно выполняет заветы Форда I. Мир движется, конвейер не останавливается.

Гарантии покупателям, система дилеров и конвейер – теперь не только достояния империи Форда, но и общемировые принципы. Король Автомобиля внёс свой вклад в развитие общества.

 

Источники:

 

1) Афоризмы и цитаты Генри Форда / http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_ford.html

2) Генри Форд - лучший бизнесмен XX века / http://www.mukhin.ru/ford.html

3)Официальный веб-сайт Ford в России / http://www.ford.ru/

4) Всемирный следопыт. №24/2007.

5) Иллюстрации:

Генри Форд / http://investmentandbusiness.blogspot.com/2008/10/henry-ford.html

 "Форд-Т" / http://www.ford.ru/AboutFord/FordCompany

Музей Форда / http://archmag.livejournal.com/59746.html

Поместье Г.Форда / http://www.flickr.com/photos/cloudchaos/102953757/ 

Эволюция логотипов Ford / http://www.focus3.ru/2008/09/14/jevoljucija_logotipov_ford.html

Конвейерное производство на заводе Форда / http://simpletruth.ru/statiy/bio/110-genri-ford-luchshij-biznesmen-xx-veka.html 

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить