На главную страницу


Павлова М.

23 января 2002 года в Великобритании с аукциона была продана книга XVII века, автором которой является капитан Джон Смит / John Smith /, один из лидеров первых английский колонистов, основавших Джеймстаун. В этой книге он описывает подлинную историю индейской принцессы Покахонтас/ Pocahontas /, сыгравшей огромную роль в истории Вирджинии.

К сожалению, не так много точных сведений сохранилось о жизни этой девушки. Она родилась около 1595 года, в Веравокомоно / Werawocomono / (сейчас это Викомико / Wicomico /, штат Вирджиния) к северу от реки Памаунки-Ривер / Pamaunkee River / в семье могущественного индейского вождя Похатана / Powhatan /, который возглавлял своеобразную конфедерацию, состоящую из 25 племён. Настоящее имя принцессы было Мотоака / Motaoka /, но, согласно индейским поверьям, знать его могли лишь члены племени. Поэтому все колонисты знали её как Покахонтас, что переводится как «маленькая резвая девочка».

В первый раз маленькая резвая принцесса увидела белых пришельцев в мае 1607 года, когда корабль англичан зашёл в гавань Чизапикского залива. Лично она познакомилась с ними позже, когда капитан Джон Смит, предпринял дерзкую экспедицию в поселения индейцев. На то были серьёзные причины: корабль, который должен был доставить припасы, поселенцам затерялся в пути, и несчастные колонисты умирали от голода на пустынном берегу. Однако, вылазка Смита не увенчалась успехом: один из братьев Покахонтас Опенчанканаф / Opechancanough / захватил его в плен. Его отправили к вождю племени, который вначале тепло приветствовал его, угостил роскошным обедом, после чего приказал отвести капитана к месту казни, где его должны были забить палками до смерти. Когда посох был занесён над головой Смита, маленькая принцесса "любимая дочь вождя племени… обняла его голову руками и склонилась над ним, спасая от смерти". Похатан объявил, что отныне Джон Смит – его сын и друг. Некоторые источники свидетельствуют о том, что это был всего лишь розыгрыш «казнь и спасение», традиционная церемония, широко распространённая среди индейцев. Так или иначе, Джон Смит и Покахонтас стали друзьями.

Отношения между поселенцами и индейцами также заметно улучшились, Покахонтас вместе с соплеменниками стала часто приходить в Джеймстаун, обменивая еду на орудия труда и разные безделушки. Джон Смит так описывает её в своей книге: «...это была очаровательная молодая девушка, своим самообладанием, осанкой выделяющаяся среди всех индейцев, а духом, умом своим превосходившая всех вокруг...».

В октябре 1609 года капитан был тяжело ранен взрывом чёрного пороха и вынужден был вернуться в Англию. Покахонтас сказали, что он умер. Отношение между индейцами и поселенцами стремительно ухудшались, число столкновений росло, взаимное неприятие крепло, хотя торговля предметами первой необходимости продолжалась. Покахонтас тем временем в 1610 году вышла замуж за своего соплеменника Кокоума / Kocoum / и жила вместе с ним в своём племени, хотя и поддерживала связь с англичанами.

Один из них, капитан Сэмюель Аргалл / Arhall / задумал похитить принцессу, чтобы затем заставить её отца возвратить английских пленных и обеспечить поселенцев зерном. Он осуществил свой план в конце 1612 года. В апреле 1613 вместе с Покахонтас он приехал в Джеймстаун, откуда принцессу отправили в поселение Хенрико / Henrico /, главой которого был сэр Томас Дейл / Sir Thomas Dale /. Именно там Покахонтас выучила английский, начала своё знакомство с христианством и Джоном Ролфом / John Rolf / - удачливым табачным плантатором. В конце 1613 года, получив выкуп, англичане вернули Покахонтас домой, но там она объявила своим братьям и отцу, что любит Ролфа и намерена выйти за него замуж. Решение принцессы было одобрено как её отцом, так и англичанами, потому как это была прекрасная возможность заключить мир. Жених же, человек глубоко религиозный, долго мучился, потому как женитьба на принцессе-язычнице не сулила ему ничего хорошего в загробной жизни. Покахонтас, знакомая с базовыми принципами христианства, не колеблясь, приняла эту веру. В 1614 году в Джеймстауне англиканский священник Александр Уайтэйкер / Whiteaker / окрестил индейскую принцессу Покахонтас Ребеккой. Её христианское имя, к слову, было выбрано не случайно: кожа библейской Ребекки немного смуглая и она становится матерью близнецов, двух наций. Индейская Ребекка стала матерью лишь одного ребёнка – Томаса, после свадьбы, состоявшейся 5 апреля 1615 года. После свадьбы установился долгожданный мир, длившийся 8 лет.

Этого небольшого срока было достаточно, чтобы колония окрепла и обрела прочную экономическую основу - в торговле табаком. Это был единственный приемлемый конкурентоспособный товар, который маленькая колония Джеймстаун могла поставлять в Европу. Завоевать английский рынок было необходимо - только так колонисты могли удержаться на плаву и в будущем, быть может, даже рассчитывать на прибыль. Для этого необходимо было добиться аудиенции у короля и получить разрешение на торговлю. С этой целью весной 1616 года плантатор Ролф отправился в Лондон вместе с женой, сыном и ещё несколькими индейцами. Их прибытие в Лондон стало сенсацией. Семья была принята королём Яковом I и высшими кругами лондонского общества. В Англии её принимали, как особу королевской крови, называя Индейской Принцессой. Все находили Покахонтас красивой и очаровательной . Действительно, она блистала своим умом, великолепным английским, и горделивой осанкой. Также принцесса смогла увидеться со своим старым другом Джоном Смитом.

Через 7 месяцев Джон Ролф получил необходимую его продукции поддержку и в марте 1617 года вместе с семьёй отбыл в Вирджинию. Но Покахонтас заразилась оспой – смертельным для всех индейцев заболеванием – и был вынуждена вернуться в Англию. Там, умирая, она успокаивала мужа: «... всё должно когда-нибудь умереть, достаточно того, что наш ребенок жив...». В том же марте 1617 года её не стало. Ей было всего 22 года. Покахонтас похоронили в часовне приходской церкви городка Грейвсэнд / Gravesend /, Англия.

Трудно переоценить роль Покахонтас в истории колонии и страны. Будучи маленькой девочкой, она спасла поселенцев участи «Потерянной колонии», о чём не раз упоминал Джон Смит в своей книге: «... она спасла колонию от верной смерти, голода и полного разрушения...». Покахонтас не только примирила свой народ с колонистами, но и стала связующим звеном между нарождающейся американской нацией и Старым Светом, став одним из самых популярных женских образов в истории.

По материалам сайтов: