На главную страницу


Севастьянова В.

Статья написана в 2004 г.

Рамочное соглашение 1994 года между США и КНДР

В системе отношений холодной войны на Корейском полуострове обеспечивались стабильность и предсказуемость, сопряженные с установившимся балансом отношений крупнейших держав (СССР, США, Китай, Япония). 90-е годы ознаменовались усилением напряженности и конфликтов вокруг Корейского полуострова. Каждый из участников отношений стремился извлечь из этой ситуации максимальную выгоду.

Только в 1985 году КНДР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), да и то под давлением СССР, который сделал это условием оказания помощи в строительстве АЭС. Контрольное же соглашение с МАГАТЭ было подписано КНДР лишь в 1992 году. Первые инспекции МАГАТЭ выявили большое число нарушений на северокорейских ядерных объектах. В ответ на призывы поставить ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ КНДР в марте 1993 года приостановила свое членство в ДНЯО. Это спровоцировало полномасштабный кризис. США всерьез рассматривали вариант военного удара по ядерным объектам на Севере, и лишь поездка в Пхеньян бывшего президента США Дж. Картера в июне 1994 года позволила перевести решение проблемы в переговорный процесс. В результате 21 октября 1994 года в Женеве было подписано Рамочное соглашение между США и КНДР, согласно которому: стороны нормализуют двусторонние отношения и обмениваются дипломатическими представительствами; КНДР возвращается в ДНЯО и замораживает работу реакторов, способных производить плутоний; США дают КНДР гарантии неприменения ядерного оружия, обещают построить в КНДР легководный реактор, а до его ввода в действие – поставлять Северной Корее 500,000 тонн жидкого топлива ежегодно.

 

 

Однако подписание Рамочного соглашения выявило существенные расхождения в американской политической элите по вопросу о том, как строить отношения с Северной Кореей. Окончательно оформился альтернативный вариант, который условно можно было назвать республиканским, так как основными сторонниками этого варианта был либо Конгресс, в котором республиканцы еще больше упрочили свои позиции после выборов 1994 г., либо ведущие представители прошлой республиканской администрации, либо некоторые из американских академических кругов, традиционно ориентирующихся на Республиканскую партию. Основными причинами, почему республиканцы были настроены против политики Клинтона, являлись полное игнорирование президентом Конгресса при принятии решений, чрезмерный акцент на ядерную программу КНДР, «высокая цена» Рамочного соглашения для США за небольшие достижения, как считали республиканцы, а также тот факт, что первая партия мазута по соглашению была направлена в КНДР без одобрения этого Конгрессом.

Несмотря на разногласия в высших политических кругах США, принятие Рамочного соглашения – переломный момент: США по отношению к КНДР перешли от военного давления к переговорному сценарию, что позволило избежать военного конфликта на полуострове.

 

1. Володин Д. А. США и Северная Корея: от Буша-старшего к Бушу-младшему // США. Канада: экономика, политика, культура, 2003, №3.

2. Толорая Г. Корейский полуостров и Россия // Международная жизнь, 2002, №12.

3. Agreed Framework between the United States of America and the Democratic People's Republic of Korea. October 21, 1994. Carnegie Endowment for International Peace (www.ceip.org/files/projects/npp/resources/koreaaf.htm).

 

 

Организация содействия развитию энергетики Корейского полуострова (КЕДО)

Согласно Рамочному соглашению между США и КНДР, строительство станции на основе легководных реакторов (ЛВР) должно было быть завершено в 2003 году, однако на конец 2000 года практические работы по сооружению ЛВР не начинались. По оценкам специалистов, вступление в строй АЭС возможно не ранее 2010 года. Задача реализации проекта сооружения станций была возложена на КЕДО, которая была образована 9 марта 1995 года, когда Соединенные Штаты Америки, Япония и Республика Корея выразили общее стремление как можно скорее выполнить условия Рамочного соглашения и подписали Соглашение о создании Организации содействия развитию энергетики Корейского полуострова (КЕДО). Стоимость проекта была оценена в $3,6 миллиарда, причем более 50% затрат на себя взяла Южная Корея.

Помимо США, Японии и Республики Корея, составляющих исполнительный комитет организации, хартия КЕДО позволяла и другим государствам и международным организациям, которые поддерживали цели КЕДО и предлагали финансовую, продовольственную и другую помощь, также становиться ее членами. И с 1995 по 2000 год в организацию вступили Новая Зеландия, Австралия, Канада (1995), Индонезия, Чили, Аргентина (1996), Европейский Союз (1997), за которым последовали Польша (1997) и Чехия (1999), Узбекистан (2000).

В 2002 году, когда Северная Корея не допустила инспекторов из МАГАТЭ к своим ядерным объектам в Йонбьоне (именно они были заморожены по Рамочному соглашению 1994 года) и возобновила на них свои работы, а затем объявила о своем выходе их Договора о нераспространении ядерного оружия, США совместно с Китаем пошли на трехсторонние переговоры с КНДР в 2003 году, а в 2003-2004 гг. – на шестисторонние (США, Китай, Япония, Россия и две Кореи). Тогда КЕДО было заявлено, что пока КНДР не выполнит все необходимые условия, проект по строительству легководных реакторов не будет реализовываться.

К сожалению, из-за несогласования системных подходов КНДР и Запада к сотрудничеству в области ядерной энергетики работы по строительству АЭС идут крайне медленно.

 

 

1. История Кореи (Новое прочтение) / Под ред. А. В. Торкунова. – М.: МГИМО (У); РОССПЭН, 2003.

2. Михеев В. Корейская проблема в свете событий 11 сентября //Проблемы Дальнего Востока, 2002, №3.

3. About Us: Our History. Korean Peninsula Energy Development Organization (KEDO) (www.kedo.org/au_history.asp).