На главную страницу


Нечаева В.

 

Известный как первый рок-фестиваль, Монтерей в северной Калифорнии, происходивший в июне 1967 года, вызвал волну подобных мероприятий в последующие годы. Однако не все были довольны. Те, кого президент Никсон назвал «молчаливым большинством», - белые американцы среднего класса – видели рок-фестивали как собрание употребляющих наркотики и пропагандирующих свободную любовь хиппи, которые, по мнению этого большинства, были в лучшем случае аморальны, а в худшем – опасны разжиганием анархических настроений.

Страхи среднего класса на самом деле были во многом оправданы. Наркотики и секс, плюс много шума и антисанитария, а также жестокость и вандализм – всё это было в изобилии на фестивалях на открытом воздухе, типично являющихся работой безответственных промоутеров. Мало заинтересованные в музыкальной революции, зато очень падкие на быстрый заработок, такие организаторы арендовали самые дешёвые места, которые могли найти и не заботились об условиях.

Вудсток стал проявлением именно этой расстраивающей действительности. Фестиваль оказалось невозможным провести в запланированном месте Вудсток, штат Нью-Йорк, так как за четыре недели до обещанной даты проведения истекло разрешение местных охранных служб. Организаторы нашли новое место за городком Безел, на молочной ферме Макса Ясгура, желающего быстрого заработка. Несмотря на изменение места проведения, в практических целях фестивалю решили оставить название Вудстокского. Фестиваль продолжался три дня, с 15 по 17 августа 1969 г.

Решительно настроенные произвести фурор, организаторы рекламировали действо, представляя его как «Три дня мира и музыки». Как оказалось, положение звёзд – или общественные силы, воздействующие на Америку в тот момент – благоприятствовали такому фестивалю, собравшему не стандартные 50 тысяч тинэйджеров, а 400 тысяч, из которых около 100 были безбилетными. Но это было неважно. Не предусмотревшие заранее размещённых палаток, потрясённые наплывом людей, организаторы отчаялись проверять билеты уже через пару часов. Все желающие приветствовались.

Что касается городка Безель (с населением в 2763 жителя), он не мог предоставить адекватного полицейского контроля равно как и других услуг для фестиваля. Это, впрочем, опять же мало кого волновало. Волонтёры оказывали медицинскую помощь в случаях передозировки, похмелья, галлюцинаций и т.п. Все признаки катастрофы были налицо: еда была скудной, питьевой воды оставалось всё меньше, портативных туалетов почти не было, вдобавок проливной дождь превращал ферму Ясгура в болото. Кроме того, несмотря на то, что Вудсток собрал самых известных рок-музыкантов, абсолютное большинство слушателей находились так далеко от сцены, что не могли даже их видеть, не только слышать.

Волшебство Вудстока заключалось в том, что катастрофы не произошло. Если музыку удалось слышать не всем, то её наличие и атмосфера сами по себе были достаточными. Вудсток стал своеобразной кульминацией года, в течение которого большинство молодёжи более или менее выпало из основного направления культуры, чему способствовала тяжёлая реальность с её расовыми бунтами, убийствами Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди и тянущейся мясорубкой Вьетнама. Вудсток был контрастом всему этому, как надежда контрастна отчаянию. Это была мирная, жизнерадостная солидарность молодёжи. Это был, как говорили идеалисты, путь в будущее.

В последующие годы – годы, которые не принесли ничего, во что так верили, - миллионы людей рассказывали, что были на легендарном фестивали, и большинство из них исренне верило, что на самом деле там были. Миллионы называли себя поколением Вудстока. Однако организаторы Вудстока в момент его завершения не думали о том, что создали самое популярное в истории музыкальное событие, так как им предстояло иметь дело с огромным долгом (более $ 1 миллиона) и 70 судебными исками. К их большому счастью, фильм, снятый по сюжету фестиваля, имел огромный успех и прибыль от него покрыла большую часть долга.

 

Литература: