На главную страницу


Белезеко А.

 

Во время предварительных президентских выборов в США определяются кандидаты в президенты и вице-президенты, которые будут иметь право участвовать во всеобщих президентских выборах. В Конституции США не дается толкования порядка выдвижения кандидатов на президентский пост. Дело в том, что в годы, когда составлялась Конституция, не было политических партий. Они сформировались позже, когда начало функционировать правительство.

Начиная с 1796 г., члены Конгресса США, которые принадлежали к одной из партий, собирались на неформальные встречи. На этих встречах они договаривались о выдвижении кандидатов своей партии на посты президента и вице-президента. Эта система выбора партийных кандидатов была известна как «Королевский Кокус», она просуществовала 30 лет. Прекратила же она свое существование в связи с децентрализацией власти внутри партий, которая сопровождалась экспансией на Запад.

На смену старой системе пришли национальные конвенты (съезды) избирателей, которые принадлежали к одной партии. На этих съездах выбирали кандидата в президенты страны. В 1831 году малочисленная Антимасонская партия собралась на свой национальный конвент в одном из питейных заведений Балтимора для выбора своих кандидатов и платформы. На следующий год в том же питейном заведении и с той же целью собрались демократы. С тех пор партии стали проводить свои конвенты, в которых принимали участие делегаты штатов для того, чтобы выбрать кандидатов в президенты и вице-президенты, а также согласовать свои позиции по вопросам политики.

До конца 19 века и на протяжении части 20-го конвенты по выдвижению кандидатов на пост президента контролировались партийными лидерами штатов. В конечном счете, такое положение дел стало проблемой для партий. Те, кому не нравилось, что лидеры навязывают своих кандидатов, поддержали реформы, в результате которых появилась система предварительных выборов. К 1916 году более половины штатов стали проводить предварительные президентские выборы. Однако, уже после окончания первой мировой войны партийные лидеры, усмотревшие в предварительных выборах угрозу своей власти, убедили легислатуры штатов отменить эти выборы на том основании, что они обходились слишком дорого и что число участвующих в них людей было невелико. Некоторые потенциальные кандидаты также отказывались участвовать в предварительных выборах, поскольку они и без того пользовались поддержкой партийных лидеров штата и не хотели рисковать потерей этой поддержки в ходе голосования избирателей. К 1936 году приблизительно лишь в десяти штатах проводили предварительные выборы.

Однако воздействие демократических тенденций возобновилось после окончания Второй мировой войны, чему способствовало развитие коммуникационных технологий. Кроме этого, война во Вьетнаме, движение за демократические права вызвали разногласия в Демократической партии, в которой стали появляться требования провести дальнейшие реформы по демократизации выборов. Проведенные впоследствии Демократической партией реформы положили начало процессу демократизации порядка выдвижения партиями своих кандидатов на пост президента. В 1968 г. национальный съезд Демократической партии решительно потребовал увеличить «пространство» предварительных выборов. Примеру демократов последовали республиканцы. За 30 с лишним лет с 1968 г. Число штатов практикующих праймериз увеличилось у демократов с 17 до 37, а у республиканцев - с 16 до 41.

Предварительные выборы являются самым оригинальным вкладом США в искусство демократии. В качестве иллюстрации этой оригинальности, а вернее, уникальности данного политического института, можно привести одну его особенность – в рамках предварительных выборах на праймериз имеют право участвовать жители, не имеющие права голосовать на всеобщих президентских выборах. Имеются в виду территории: Гуам, Пуэрто-Рико, Виргинские Острова, Американское Самоа. На данном этапе избиратели, принадлежащие определенной партии, должны определить, кто будет кандидатом от этой партии на президентских выборах. В каждом штате своя особенная система предварительных президентских выборов, в сущности, существует почти столько же различных видов предварительных президентских выборов, сколько штатов. Предварительные выборы представляют собой выборы среди сторонников одной и той же партии с целью выбора кандидатов этой партии для выставления их кандидатур на всеобщих выборах. Существуют разновидности предварительных выборов. По форме проведения они делятся на кокусы и праймериз.

Праймериз

На прямых предварительных выборах (праймериз), в зависимости от законов штата, избиратели могут сами голосовать за кандидатов той или иной партии на пост президента (не посещая никаких специальных собраний ) или же делать это опосредованным образом, отдавая свои голоса делегатам съезда, которые дают «торжественное обещание» поддерживать этих кандидатов. Большинство штатов придерживается именно такой схемы предварительных выборов. В настоящее время более 80 процентов делегатов, принимающих участие в национальном съезде своей партии, выбираются на прямых предварительных выборах, открытых для всех зарегистрированных демократов или республиканцев или для всех, назвавшихся таковыми.

Праймериз бывают трех видов: закрытые, открытые, общие. В большинстве штатов проводятся закрытые праймериз. В закрытых праймериз имеют право участвовать только зарегистрированные члены партии (чаще всего это простые избиратели, заранее зарегистрировавшие себя, как члены какой-либо партии). В тех штатах, где проводятся открытые праймериз, избиратели могут решать, в каких именно им принять участие. Они могут участвовать в выборах любой, но только одной партии. А в трех штатах — Аляска, Луизиана и Вашингтон — действует система общих первичных выборов. Она не требует от избирателей указания партийной принадлежности, и они могут выбирать из общего избирательного списка кандидатов от всех партий. Избиратели, например, могут участвовать в первичных выборах кандидатов от Республиканской партии на место в Сенате и от Демократической партии на пост местного мэра.

Кокус

Альтернативой праймериз является проведение многоступенчатого процесса партийно-фракционного закрытого совещания/конвента (съезда) (caucus/ convention), в ходе которого приверженцы той или иной партии, проживающие в каком-либо сравнительно небольшом районе – административной единице с избирательным участком – собираются вместе и голосуют за делегатов, дающих торжественное обещание поддерживать конкретных кандидатов. В свою очередь, эти делегаты представляют свою административную единицу с избирательным участком на конвенте (съезде) округа, на котором выбираются делегаты на конвент штата. Далее делегаты на конвент штата выбирают делегатов, представляющих штат на национальном конвенте партии. Несмотря на то, что на прохождение всей этой системы уходит несколько месяцев, кандидаты, которым отдается предпочтение, по существу, определяются в первом туре голосования

Фактический размер делегации штата для участия в работе национального съезда по выдвижению кандидатов на пост президента рассчитывается по формуле каждой партии; в эту формулу включаются такие соображения как население штата, поддержка национальных кандидатов партии в прошлом и число избранных должностных лиц и партийных лидеров, в настоящее время занимающих государственные должности. Применяемая демократами формула определения размера упомянутой выше делегации имеет своим результатом то, что на национальных съездах своих партий демократы имеют вдвое больше делегатов, чем республиканцы.

Несмотря на разницу в партийных правилах при проведении предварительных выборов у демократов и республиканцев в настоящее время прослеживаются две тенденции:

1) Все больше штатов переносят проведение своих праймериз и партийно-фракционных закрытых совещаний к началу избирательного процесса. В чем же выгода штатов в проведении предварительных выборов на раних этапах? В этот период существует возможность выйти на авансцену политической жизни страны, то есть привлечь максимальное внимание общества, дать возможность пополниться казне штата за счет денежных вложений партий, участвующих в выборах. Для кандидатов, являющихся фаворитами предвыборной гонки, также выгоден богатый кокусами и праймериз мартовский календарь. Он дает этим кандидатам-фаворитам уже на первом этапе обеспечивать себе необходимое число голосов делегатов и предопределять решение партийного съезда. Это называется «фронтальной тактикой» .

2) В практике, известной как «регионализация» , штаты сотрудничают друг с другом с целью проведения в один и тот же день предварительных выборов и партийно-фракционных закрытых совещаний для того, чтобы максимально усилить влияние региона.

Сейчас обе эти тенденции приводят к тому, что преимуществом обладают кандидаты, признанные в национальном масштабе, такие как занимающие свой пост президенты, губернаторы основных штатов, сенаторы и члены Палаты представителей США, которые имеют доступ к деньгам, средствам массовой информации и организационной поддержке.


Использованная литература:

  • Бабичева Т. В. Институт первичных выборов в политической системе США. СПБ, 2004
  • Бибби Джон Политические партии в Соединенных штатах . Washington DC . U.S. Department of State, 2005
  • Клэк Д. Выборы в США 2004 года. Washington DC . U.S. Department of State, 2005