На главную страницу


Кривохиж С.

 

«Мэн» был одним из первых броненосцев созданных в США. Взрыв этого корабля в гаванской бухте стал поводом для вступления Соединенных Штатов в войну с Испанией. «Помни «Мэн»!» стало девизом вооруженных сил США в 1898 г.

«Мэн» был вторым военным кораблем, построенным для военно-морского флота Соединенных Штатов. 3 Августа 1886 г. конгресс принял закон о начале строительства, и только через 12 лет корабль был полностью готов. Он был уникален хотя бы потому, что был детищем американских проектировщиков и инженеров. Дело в том, что «Мэн» был построен не по иностранным планам, а по американскому проекту и собственно на верфях в США. Его же современник, броненосец «Техас», был разработан англичанами.

Из за неопытности строителей, изначально корабль содержал множество дефектов. Главная проблема заключалась в том, что бункеры с углем по задумке служили дополнительной защитой для отсека с боеприпасами. Они были расположены по периметру корабля, а боеприпасы расположены внутри за этим дополнительным слоем. Самопроизвольное возгорание в бункере не было редкостью для кораблей такого типа. Особенно опасная ситуация могла возникнуть, если отсек с боеприпасами был полностью загружен.

Когда «Мэн» был спущен на воду и оснащен, оказалось, что из-за ошибки в проекте корма на 3 фута выше чем нос. В результате пришлось устанавливать 48 тонн дополнительного балласта, чтобы уравновесить корабль. Это добавило «Мэну» еще один изъян – бесполезный лишний вес.

По сути, «Мэн» не был приспособлен ни для военных целей, ни для гражданских. Для выполнения функций военного корабля у «Мэна» не было достаточно места для установки вооружения, а из-за низкой скорости, он был не пригоден для торговых целей. В случае нападения он не мог ни защититься, ни скрыться от нападения. Запас угля на корабле был очень низкий - всего 895 тонн. Поэтому «Мэн» не мог долго находиться в открытом море. Огромные орудийные башни не позволяли заправляться углем в море без риска повреждения, это было возможно лишь при полном штиле. Из-за огромных размеров орудийной башни при ее использовании корабль постоянно клонило на сторону.

Несмотря на все недостатки, «Мэн» был гордостью США, участвовал во многих пышных церемониях. В связи с восстанием на Кубе, Америка послала туда свой броненосец под командованием капитана Чарльза Сигсби. 15 декабря «Мэн» отправился в сторону Флориды, и 24 января 1898 г. подошел к бухте Гаваны. В 9.30 утра 15 февраля на корабле прогремело два взрыва, в результате чего он мгновенно затонул. 252 человека погибли, а боеприпасы продолжали взрываться еще несколько часов после катастрофы.

Все американские газеты сразу же возложили ответственность за взрывы на Испанию (Которой тогда принадлежала Куба). Правительство возбудило уголовное дело для расследования причин трагедии. Был сделан вывод, что корабль затонул из-за мины, подложенной в склад боеприпасов, но причастность правительства или вооруженных сил Испании не подтверждалась. Несмотря на это заключение, общественное мнение США было настроено в пользу войны с Испанией. Маккинли не хотел вступать в войну, но в конце концов ему пришлось согласиться на интервенцию для освобождения Кубы от «испанского гнета». Позже повторные исследования показали, что «Мэн» затонул в результате пожара в угольном бункере, а не из-за мины.

До 1911 г. корабль находился на дне бухты Гаваны. Затем останки «Мэна» были отбуксированы в открытое море и затоплены там на глубине 3600 футов, где они находятся и по сей день. Части корабля оказались в разных музеях США. Кормовая мачта находится на Арлингтонском кладбище около Вашингтона, носовая мачта в Военно-Морской академии Аннаполиса, в штате Мэриленд, якорь - в Городском парке Ридинга, Пенсильвания, вымпел - в городе Бангор, штат Мэн. Также многие мелкие части «Мэна» - посуда, пепельницы, именные дощечки - перешли в частные коллекции.