На главную страницу


20-е годы XX века стали поистине уникальным временем в американской истории. Происходили изменения практически во всех сферах жизни общества: женщины получили избирательные права, развивались технологии, также развивалось искусство, музыка и литература. Одним из ярчайших представителей американской литературы 1920-х годов был Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

 

Фицджеральд родился в штате Миннесота в обеспеченной католической ирландской семье. Будущий писатель учился в престижных учебных заведениях, таких как Академия Сент–Пола, в Newman School и в Принстонском университете. В Принстоне Фицджеральд начал писать рассказы и пьесы, которые часто побеждали в литературных конкурсах, проводимых в университете. Там же будущий писатель столкнулся с проблемой социального неравенства, которое проявилось в различии между детьми из семей с разным достатком. Недоверие и враждебность к выходцам из более богатых слоев сохранились у него и впоследствии, что нашло свое выражение во многих его рассказах и романах[1].

В 1917 году, не дождавшись выпускных экзаменов, Фицджеральд ушел добровольцем на фронт. В армии он прослужил два года. В 1919 году будущий писатель демобилизовался и стал работать рекламным агентом, параллельно занимаясь литературной деятельностью.

Наибольшую известность Фицджеральд приобрел как ярчайший представитель «потерянного поколения»[2]. Автором этого термина была американская писательница Гертруда Стайн. «Потерянное поколение» - это направление в литературе в период между Первой и Второй мировыми войнами, включавшее писателей, которые непосредственно принимали участие в военных действиях. Помимо Фицджеральда, к «потерянному поколению» в литературе относят также Эрнеста Хемингуэя, Эрих Марию Ремарка, Луи–Фердинанда Селина и других. Все они были призваны на фронт в юном возрасте, им пришлось пережить все ужасы мировой войны: убийства, бомбежки, голод. Часто бывало, что, вернувшись с фронта, молодые мужчины не находили себе места в мирной жизни, спивались и кончали с собой. Но Фицджеральд является исключением из этого правила.

 

Творчество писателя представлено пятью романами, большим количеством рассказов и статей для американской прессы. Главной музой и прототипом героинь романов стала его жена, дочь известного американского судьи, Зельда Сейр. Например, в романе «По эту сторону рая» (1920) главная героиня Розалинда списана с Зельды, а роман «Ночь нежна», опубликованный в 1934 году, стал для писателя автобиографичным.

В период написания романа Зельда испытывала психические расстройства, несколько раз теряла рассудок и постепенно сошла с ума. Фицджеральд глубоко переживал проблемы со здоровьем жены, и в романе он попытался описать свою боль и переживания за здоровье Зельды. Помимо этого, на примере главных героев, испытывающих кризис в семейных отношениях, он попытался показать обратную сторону роскошной жизни и сокрытую от посторонних людей борьбу за сохранение брака.

 

Но настоящим шедевром, написанным Фицджеральдом, считается роман «Великий Гэтсби», вышедший в 1925 году в Париже маленьким тиражом[3]. В годы публикации роман не пользовался большим спросом. Настоящая слава и популярность пришла к нему в 1950 годы, когда он стал настоящим символом Америки «эпохи джаза».

 

Действие романа разворачивается вокруг Джея Гэтсби. Богатый американец, живущий на вилле в Лонг-Айленде, закатывающий роскошные вечеринки с множеством выпивки и богатых и знатных гостей, выступает ярчайшим представителем типичного американца 1920-х годов, делающих все возможное, чтобы добиться осуществления своей «американской мечты».

С точки зрения описания Америки 1920-х годов, Фицджеральду удалось создать настоящий шедевр. Читая его роман, мы сталкиваемся с миром, хотя и иллюзорным, богатства и роскоши, миром, в котором правят деньги и связи. Ироничный эпитет «великий», используемый писателем в названии, характеризует главного героя и как человека с большим достатком, и как упорного человека с сильным характером и большой силой воли. Но среди других представленных в романе богачей-миллиардеров, Джей Гэтсби выделяется своими искренними чувствами и переживаниями по отношению к Дейзи, к девушке, которую он сильно любит и делает все, чтобы добиться ее расположения.

Хотя Фицджеральда относят к «потерянному поколению» в литературе, его работы не содержат в себе те пессимистичные настроения, которые представлены, к примеру, в романах Ремарка, посвященных описанию послевоенного немецкого общества. В своих произведениях Фицджеральд сосредотачивает внимание больше на жизни богатых людей, обладающих достатком и большими возможностями, его герои – это истинные американцы 1920-х годов, американцы времен джаза и «сухого закона».

 

Список использованной литературы:

  1. Горбунов А.Н. Романы Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. М.: Наука, 1974 г. – 416 С.
  2. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. / Пер. с англ. Е. Калашниковой. – СПб.: Азбука, Азбука – Аттикус, 2013. – 256 С.
  3. Фицджеральд Ф. С. Ночь нежна / Пер. с англ. Е. Калашниковой. – СПб.: Азбука, Азбука – Аттикус, 2013. – 416 С.

 

 


[1] «По эту сторону рая» (1920), «Прекрасные и проклятые» (1922)

[2] Впервые термин употребляется в романе Э.Хемингуэйя «Праздник, который всегда с тобой».

[3] Около 24. 000 экземпляров