На главную страницу


Дарья Правдюк

Государственная монополия на какую-либо отрасль промышлености – явление вполне обычное, продиктованное экономическими соображениями или сложившееся естественно из-за отсутствия конкуренции. Монополия государства на освоение космоса является хрестоматийным примером естественной монополии, и причины тут очевидны – колоссальные затраты на проектирование и конструирование космических аппаратов и отправку их в космос служат надежным барьером для частных предпринимателей. Но ситуация стремительно меняется, и с каждым годом исключительное право государства на космические разработки все чаще оспаривается коммерческими компаниями.

Этой тенденции можно найти несколько объяснений. Во-первых, за последнее десятилетие резко увеличилось число людей, способных пойти на такие расходы (в период с 1996 по 2007 год число миллиардеров удвоилось). А во-вторых, ведущие космические державы сдают свои позиции в космической гонке. Российские проекты терпят неудачи один за другим, а США вообще ставит под сомнение свой статус лидера в освоении космического пространства – в июле 2011 года последний шаттл Atlantis был списан в утиль, до этого та же участь постигла шаттлы Discovery и Endeavour. После этого NASA официально объявила, что программа космических челноков будет закрыта уже в августе, а это значит, что в ближайшие 3-4 года за неимением альтернатив американским астронавтам придется пользоваться услугами российских «Союзов» и лихорадочно искать отечественные, более экономичные и менее унизительные, варианты.

А такие варианты действительно появляются и некоторых из них можно по праву назвать полноценными приемниками ушедших на покой челноков. Первой удачной попыткой частного сектора занять нишу космического проектирования стала компания Orbital Sciences Corporation, разработавшая ракету-носитель Pegasus еще в далеком 1990-м году. Pegasus стала первой частной ракетой, по скорости в 8 раз превышающей скорость звука, и также первой ракетой, которая была запущена в космос с борта самолета. Она была рассчитана на транспортировку грузов массой до 443 кг на низкую околоземную орбиту (при собственной массе в 18,5 т).  Эта ракета, в усовершенствованной модификации Pegasus XL, до сих пор находится в эксплуатации, она совершила более 40 успешных полетов, а Orbital Sciences Corp не остановилась на достигнутом, а запустила на орбиту еще около 70 космических аппаратов, прочно закрепив за собой статус лидера ракетостроения в США.

 

Pegasus

 

Другой успешной конфигурацией частного космического корабля можно считать SpaceShipOne, созданный компанией Scaled Composites LLC, который стал первым частным суборбитальным пилотируемым космическим кораблем, за что его изготовители в 2004 году получили приз Ansari X Prise в 10 млн долларов. Этот приз был учрежден миллионерами Питером Диамандисом и Ануше Ансари в 1996 году, получить его должен был тот, кто первым вылетит в космос на летательном аппарате,  построенном исключительно на частные деньги. В ходе двух последних полетов SS-1 дважды набрал 100-километровую высоту после отделения от несущего самолета White Knight на высоте 14 км, чем и доказал свое право на приз. Лицензию на SS-1 вскоре выкупила компания Virgin Galactic, возвестив начало эры космического туризма – билет на корабль может купить любой счастливый обладатель 200 тысяч долларов. Эта компания так же заказала Scale Composites пять экземпляров следующей модели, SpaceShipTwo, которая успешно прошла первые тестовые полеты в 2010 году.

 

SpaceShipTwo

 

Отдельно в этом ряду стоит космический модуль Genesis, заявивший о себе удачным пробным запуском в 2006 году. Авторы проекта из компании Bigelow Aerospace называют свое детище «первой надувной космической гостиницей», уникальной своей способностью менять свои размеры после выхода в космос, в прямом смысле раздуваясь после выхода на орбиту. Этому космическому аппарату удалось заинтересовать не только NASA, но и простых американцев – в 2007 году появилась программа «Fly your stuff», согласно условиям которой каждый человек за 295 долларов США мог поместить на борт Genesis II любой небольшой предмет.

 

Genesis

 

Кроме функционирующих на данный момент частных космических аппаратов стоит обратить внимание на некоторые заявленные коммерческие проекты. В частности, предполагаемые преемники устаревших шаттлов были представлены на конференции NSRC-2012 (Next-Generation Suborbital Researchers), где главной темой для обсуждений было создание нового космического корабля в минимальные сроки, чтобы как можно скорее избавиться от необходимости покупать билеты на русские «Союзы» (каждый такой билет для американского астронавта обходится США в 51 млн долларов). И, надо сказать, эта конференция была мало похожа на съезд любителей космической техники – затраты на некоторые проекты еще до пробных беспилотных запусков превышали 50 млн долларов, а по качеству они не уступали основной разработке NASA – многоцелевому пилотируемому кораблю Орион (MPCV).

Самой многообещающей компанией, претендующей на роль поставщика космических аппаратов для США, на данный момент является SpaceX – она создала не только корабль Dragon, но и ракету-носитель Falcon 9. Кроме того, из всех представленных на конференции модификаций, Dragon – единственный аппарат, уже прошедший к  тому времени испытательные запуски в беспилотном режиме, а 22 мая 2012 года состоялся его первый полет до МКС (первый в мире полет коммерческого космического аппарата на МКС и его успешная состыковка с ней). Теперь грузовые беспилотные полеты Dragon входят в программу «Коммерческой орбитальной транспортировки» NASA, а его создатели SpaceX озвучивают амбициозные планы полета на Марс в 2018 году на усовершенствованной модификации корабля Red Dragon.

 

Dragon SpaceX

 

Кроме космического корабля Dragon наибольший интерес представляют аппараты CST-100 и Dream Chaser. Первый – это дебютная космическая разработка компании Boeing, на развитие которой NASA уже истратила более 100 млн долларов (начав со скромного гранта в 18 млн в 2010 году). Его запуски, беспилотный и пилотируемый, планируются на 2015 год, сам корабль рассчитан на относительно небольшие дистанции – цифра 100 в названии означает 100-километровую высоту. Аппарат Dream Chaser компании SpaceDev, тоже рассчитанный  на запуски до низкой околоземной орбиты, также будет введен в эксплуатацию не раньше 2015 года. Этот корабль, в отличие от своих конкурентов, напоминает уменьшенную копию списанных шаттлов – он имеет вытянутую форму, напоминающую небольшой самолет, и у него есть крылья, что позволяет ему совершать горизонтальную посадку на любую взлетно-посадочную полосу длиной не менее 2,5 км.

 

 

В космической эре несомненно наступает переломный момент. Инициативу государств в космической гонке перехватил частный сектор, и это не может пройти бесследно. К чему приведет эта тенденция, к интенсивному освоению человечеством необъятных просторов Вселенной или, наоборот, к сосредоточению контроля над околоземным космическим пространством в руках финансовой элиты мира, пока неизвестно. Пока что краткосрочным эффектом увеличения числа коммерческих проектов в этой сфере может стать развитие конкуренции и, следовательно, постепенное снижение стоимости космических исследований и туризма для привлечения клиентов, что не может не радовать простых обывателей, с детства мечтавших посмотреть на нашу Землю из иллюминатора.

 

Источники:

В.Тихомиров «Без NASA обойдутся»//http://www.kommersant.ru/doc/1887879

BBC: Шаттл "Атлантис" вернулся на Землю в последний раз//http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/07/110721_shuttle_retrning.shtml

BBC: НАСА обещает светлое будущее после шаттлов//http://www.bbc.co.uk/russian/science/2011/07/110719_shuttle_successors_amos.shtml

BBC: Преемники шаттла//http://www.bbc.co.uk/russian/science/2011/07/110718_shuttle_heirs_graph.shtml

Pegasus//http://en.wikipedia.org/wiki/Pegasus_(rocket)

SpaceShipOne//http://en.wikipedia.org/wiki/SpaceShipOne

Интервью Роберта Бигелоу об аппарате Genesis//http://sci-lib.com/article497.html

Dragon SpaceX//http://en.wikipedia.org/wiki/Dragon_(spacecraft)

Иллюстрации с сайтов Wikipedia и BBC (http://www.bbc.co.uk/russian/science/2011/07/110718_shuttle_heirs_graph.shtml)