На главную страницу


Кристина Тучина

 

История мормонской Церкви берет свое начало в одной личности, и это Джозеф Смит-младший. Уже с детства маленького Смита, родившегося в 1805 году,  занимал вопрос о выборе религии. Начальный период его жизни был буквально пропитан религиозностью, так как юный Джозеф был набожен. Считается, что история Церкви идет с посещения ангелами Смита в 1823 году. После общения с ангелами Смит нашел по их советам Книгу Мормона,почитающуюся с тех пор наряду с Библией, и начал ее переводить. В то время семья Смит проживала в штате Нью-Йорк, который может считаться отправной точкой поселений мормонов. И первое собрание мормонов состоялось в городе Фейетт штата Нью-Йорк в 1830 году. Оттуда стали отправлять миссионеров в различные города. Так, в ближайшее время в веру были обращены многие жители городов Фейетт, Коулсвилла и Манчестера. Миссии отправлялись и на запад к американским индейцам. Однако миссии активно преследовались недоброжелателями, и в 1830 году Смит вместе с другими мормонами переезжает в Огайо, а именно в город Киртланд, где уже к тому моменту проживала группа мормонов.

Если в 1831 году жизнь Смита была насыщена событиями, активной деятельностью по расширению Церкви, то в последующие годы непонимание мормонов со стороны окружающих привело к преследованиям. В тот момент особо широкое представительство мормонов было в Киртланде, Огайо, а также в графстве Джексон, Миссури. И там, и там, мормоны подвергались преследованию и насилию: над ними издевались, избивали, разрушали их типографии. Преследования все усилились, и мормоны вынуждены были покинуть графство Джексон. Однако они оставались в пределах Миссури.

Последовали Церкви решили осесть в городе Фар-Уэст, а также в графствах Дэйвис и Колдуэлл. Однако в 1838 году мормоны подверглись очередному нападению разъяренных толп, а позднее губернатор штата издал указ, по которому требовал от жителей изгнать всех мормонов с территории штата.

Естественно, после данного приказа последователи Церкви покинули Миссури и нашли убежище в Квинси, Иллинойс, и в его окрестностях. Тем не менее, некоторые мормоны хотели вернуть дома в Миссури, и даже обратились за помощью к государственным властям, однако они ничего не добились.

Тем временем в Иллинойсе началось строительство нового города мормонов, который стал называться Наву. Город задумывался Смитом как мормонская столица, и первые, как и, впрочем, дальнейшие постройки делали его несказанно красивым.Постепенно город стал разрастаться, туда постепенно приезжали переселенцы из Англии и Канады. Наву процветал. К 1841 году численность населения настолько увеличилась, что мормоны стали искать новые места жительства, и выбрали графство Хэнкок, а также строили дома на другом берегу Миссисипи, в Айове. Следующие 2 года прошли спокойно, однако в 1843 году произошел инцидент с близким помощником и другом Смита, что принудило последнего провести осень в укрытии.

Из-за того, что Смита стали называть сторонником и проповедником полигамии, многие мормоны отделились от Церкви, а ее противники нашли еще одну причину для скандалов. Вся эта трагичная ситуация закончилась в 1844 году тем, что Смит, укрывавшийся в тюрьме от преследователей, пал жертвой ворвавшихся туда людей.

Смерть главы Церкви вызвала смятение в рядах мормонов, и в итоге они разделились на несколько групп, после возобновления преследований в 1845 году. К тому же, убийство Смита стало очередным доказательством того, что мормоны не смогут спокойно жить в границах США того времени, а также что им нужно искать место в плохо или вовсе не освоенных районах.

Одна группа во главе с Ригдоном, одним из верховных деятелей церкви, ушла в Пенсильванию и образовала там собственную мормонскую общину. Другие во главе с Бригхэмом Янгом покидали Наву и переселялись в Айову, и в 1846 году никого из мормонов не осталось в Наву, который был разрушен злоумышленниками.

В 1846 году началось переселение мормонов на Запад. Первые пионеры отправились на пароходе в Сан-Франциско, откуда хотели перейти пешком в Юту. Часть мормонов сначала осела в Кэйнсвиле, Айова, однако затем они переселились на другую сторону реки и основали поселение Уинтер-Куортерс в Небраске. Перебравшиеся туда мормоны тяжело переживали зиму 1846-1847 годов. В апреле 1847 года Бригам Янг, один из высокопоставленных лиц Церкви, возглавил одну группу переселенцев, и они проследовали в Юту, где достигли долины Соленого озера.

В последующие годы по всей Юте стали строиться мормонские города, одним из которых стал Солт-Лейк-Сити. В период роста этого города столицей территории стал город Филлмор.

В августе 1852 года мормоны официально провозгласили практику многоженства, после чего опять стали объектом нападений. Однако несмотря на сложившуюся ситуацию, они продолжали строить города преимущественно в Юте, но также и в Аризоне, Неваде, Айдахо, Колорадо и Вайоминге. Таким образом, Юта стал преимущественно мормонским штатом.

В течение 10 лет, с 1847 года, в штате царило относительное спокойствие, так как штат был относительно изолирован. Однако из-за ошибок в действиях властей и федеральных назначенцев они снова подверглись нападкам, но Янг, бывший в то время губернатором, пережившим уже несколько изгнаний, был настроен решительно и не собирался уступать недоброжелателям. К августу 1857 года федеральная армия уже шла в Юту, однако в 1858 году Янг получил заверение о том, что армия не нападет на мормонов, и добровольно покинул пост. Тем не менее, армия дошла до Солт-Лейк-Сити, но войны удалось избежать, и федеральные власти оставили последователей церкви на некоторое время в покое.

Несмотря на все перипетии, мормоны уже не покинули Солт-Лейк-Сити и Юту, осев там вплоть до настоящего времени. Помимо уже населенных мормонами штатов, в конце XIX - начале XX веков мормонское население появилось и на Гавайях.

С того времени мало что изменилось: мормоны, которым удалось найти постоянное прибежище, уже не нуждались, да и не хотели искать новое место жительства. Обычно землями мормонов считается широкая полоса земель Гранд-Каньона, охватывающая территорию от Аризоны до Айдахо и от Невады до Колорадо. С середины XIX века и до настоящих дней больше всего мормонское влияние чувствуется на западном нагорье: там проживают более 3/4 мормонов США. Однако на данный момент от так называемой "империи мормонов" отделяются группы и формируют общины на обоих побережьях. Если раньше мормоны разных регионов были схожи в своих взглядах, убеждениях, политическом мировоззрении, то сейчас в рамках отдельных штатов они уже более дифференцированы.

Раньше, да и сейчас,  наиболее населенным мормонами штатом была и остается Юта,но сейчас "страной мормонов" считается юго-восток Айдахо.  Здесь живет больше мормонов, чем в любом другом округе страны. Здесь велико и влияние Солт-Лейк-Сити. Значительную роль мормоны играют и в Аризоне. Калифорния также считается одним из мест, где велико влияние мормонов. Она является вторым по численности мормонского населения. На Гавайях же мормонизм как более самобытен, так и более интернационален: сейчас туда приезжают мормоны из более чем 70 стран мира.

Подводя итоги,  хотелось бы отметить, что если в первые десятилетия развития Церкви Святых Последних Дней расселение мормонов было очаговым, локализованным, практически изолированным от остальных жителей Штатов , то сейчас мормонское население более рассеяно по стране и более интегрировано в современную жизнь американцев. Тем не менее, культура последователей Церкви сохраняет свою самобытность и, скорее всего, будет удивлять и озадачивать окружающих людей еще долгое время.

 

Использованные источники и литература:

 

  1.  Кислова Альбина. Мормоны на американском Западе ( к истории массовых миграций 30-50 гг. XIX в.) - http://america-xix.org.ru/library/kislova-mormons/
  2. Мормонизм - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  3. Мормонизм. Что представляет собой сегодня "империя мормонов"? - http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=11&menu=2&id1=3&page=9&id2=1334
  4. Периоды в истории мормонской Церкви - http://mormonism.ru/periods

Изображения взяты с ресурса Yandex Картинки.