Дарья Правдюк
Всем знакомо выражение "не в деньгах счастье"? Если сравнить уровень экономического развития США и индекс счастья (HPI) ее жителей, то эта фраза приобретает чисто математическое доказательство. Уровень удовлетворенности своей жизнью у среднестатистического американца довольно низок, в отличие от несравнимо более бедных стран Африки и Центральной Америки. Низкий уровень счастья не меняет даже обилие праздников, количество и разнообразие которых поражает воображение. Кроме 10 официальных праздников, провозглашенных федеральным правительством, в США насчитывается более 70 так называемых "национальных дней", памятных дат, которые единодушно отмечаются всей страной, или отдельными штатами. Зачем американцам все эти Национальные дни замороженных пищевых продуктов (6 марта) или Дни начальника (16 октября)? Не преследует ли эта попытка превратить жизнь граждан США в сплошной праздник вполне прозаичную цель принесения прибыли?
Измерить уровень счастья у американцев до и после одного из подобных неофициальных праздников довольно сложно, но зато можно обратиться к простой и неумолимой арифметике продаж. Есть определенная плеяда праздников, которые не несут в себе никакой дани истории или традициям, но зато приносят отдельным компаниям миллионную прибыль. Такие праздники получили названия Hallmark Holidays по названию компании Hallmark Cards, специализирующейся на продаже поздравительных открыток и небольших символических подарков. И хотя Hallmark Holidays (HH) все чаще вызывают критические нападки и обвинения в меркантильном подходе, большинство американцев предпочитает закрывать на это глаза - чтобы не выделяться из общей массы, чтобы не обидеть "героя дня", причины могут быть разными. Ниже приведены самые популярные "открыточные праздники".
Классическим примером HH можно назвать День начальника (National Boss's Day). У этого дня есть своя небольшая история, в 1958 году Патрисия Хароски зарегистрировала 16 октября в Торговой палате США как Национальный День начальника, чтобы сделать приятное своему боссу (и по совместительству ее отцу), у которого в этот день был день рождения. Через 4 года эта дата была объявлена национальным праздником, в этот день миллионы простых американских служащих делают своим начальникам небольшие подарки или дарят открытки "чтобы поблагодарить его за доброе и справедливое отношение к себе в течение года". Если подумать, то становится очевидно, что это самый настоящий ежегодный сбор дани, потому что зачастую эти знаки внимания являются скорее не благодарностью за благосклонность шефа в прошлом, а гарантией этой самой благосклонности в будущем. Некоторые подчиненные считают этот день вторым днем рождения начальника и делают ему соответствующие подарки. Об уровне искренности подобных вещей можно только догадываться, зато уровень прибыли от продаж открыток, выпускать которые специально к этому дню Hallmark Cards додумались уже к 1979 году, всегда стабильно высок. Кроме США, этот день отмечают в Великобритании, Австралии, Ирландии и Индии.
Следующий праздник, который приходит на ум при упоминании НН, это День матери (National Mother's Day), который отмечается в Америке во второе воскресенье мая. На первый взгляд, этот неофициальный праздник во многом дублирует Международный женский день, 8 марта, когда даже самые невнимательные сыновья и дочери считают своим долгом поздравить своих мам. Но у этого дня изначально было несколько иное значение - начиная с 1870 года в День матери начали собираться женщины, потерявшие сыновей во время Гражданской войны. Современный праздник потерял свое былое предназначение, но зато приобрел международную известность и любовь бизнесменов самых разных отраслей. Так, в этот день Hallmark Cards продает более 150 миллионов открыток, а продажи коробок конфет достигают 50 миллионов штук. Кроме того, в этот день матери прикрепляют к одежде розы (надо полагать, этой приятной мелочью американцы обязаны не историческим традициям, а нескольким удачным пиар-акциям предприимчивых американских флористов), что так же положительно влияет на цветочный бизнес. И наконец, если верить Национальной ассоциации рестораторов, в День матери уже много лет фиксируется рекордное количество посетителей ресторанов - для многих американцев это единственный день в году, когда они готовы дать своим мамам отдых от готовки.
Еще один день, смысл которого считается сильно "притянутым за уши", это День сладостей (Sweetest Day), который приходится на третью субботу октября. Существует две возможные предыстории этого праздника. Согласно одной из них, в 1922 году работник конфетной фабрики в Кливленде Герберт Кингстон решил организовать раздачу небольших сладких подарков сиротам и беднякам, чтобы поддержать их и привлечь внимание к их проблемам. Другая, гораздо более приземленная версия, гласит, что несколько крупнейших кондитерских предприятий Кливленда устроили масштабную промо-акцию своей продукции с участием кинозвезд, раздававших конфеты мальчикам-разносчикам газет. Результаты этой акции ожидаемо окупили все расходы, и поэтому раз в несколько лет предприниматели придумывали что-то новое и тем самым возобновляли эту традицию. Правда сегодняшний успех их начинаний им даже не снился - в этот день американцы сметают с прилавков более 70 миллионов единиц кондитерских изделий, совершенно не отдавая себе отчета, зачем. Но если бы они задали себе такой вопрос, у бизнесменов готов ответ: "Этот день дает возможность вспомнить не только о больных, пожилых и сиротах, но и о друзьях, родных и любимых, чье тепло мы ощущаем". То есть даже если вы не попадаете под основную тематику праздника и не собираетесь посветить этот день благотворительности, у вас все равно обязательно есть кто-то, ради кого вы должны мчаться в магазин за коробкой конфет.
Единственный праздник, чье место в ряду Hallmark Holidays можно попытаться оспорить, это День Святого Валентина. Он действительно имеет под собой всем известную историческую основу, поэтому его нельзя считать придуманным ради чьей-то выгоды. Но многие современные маркетологи соглашаются с тем, что ажиотаж вокруг этого дня искусственно раздувается с помощью пиара в СМИ и экономических стимулов вроде скидок на кондитерские изделия. Ведь даже пойдя на такие уступки, предприниматели делят между собой прибыль в 14 миллиардов (!) долларов, полученную исключительно по случаю Дня Всех Влюбленных. В среднем, в это день американцы покупают около 180 млн. открыток, 120 млн. роз и 60 млн.коробок конфет. В стране царит любовь, а у бизнесменов - второй Новый Год.
На главной странице сайта Hallmark Cards нам задается вопрос: "Why not to find a reason to celebrate?". Действительно, почему бы и нет. Лишний повод сделать дорогим тебе людям приятное - это хорошо. Но с другой стороны, делать это нужно не по специально отведенным дням, а тонны открыток делают наши знаки внимания слишком обезличенными, мы ведь не вкладываем в них почти ничего от себя, кроме подписи. Обогащение определенных компаний по таким дням - это не так страшно, как то, что Hallmark выступает посредником между близкими людьми. И индекс счастья это уж точно не повышает.
http://www.gone-ta-pott.com/what_is_a_hallmark_holiday.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Hallmark_holiday
http://www.calend.ru/holidays/usa/
http://www.hallmark.com