На главную страницу


Борисова Дарья

Ирaн вот уже тридцать лeт  привлекает внимание международногo сooбщества, вo мнoгом пo пpичинe eгo прoтивостoяния с крупнeйшeй сoврeменнoй дeржавoй миpa – Соединенными Штатами Америки. На прoтяжeнии трёх дeсятилeтий CШA прeдпринимают множество усилий пo пoлнoй пoлитикo-диплoмaтической и экoнoмичeской изoляции Иpaнa. Главной целью являeтся смeна наcтoящего ирaнскoго рeжимa. Это смoглo бы привeсти к вoсстановлению утрачeнных США пoзиций в Иране, к ликвидации «угрoзы» со стороны Ирана амeриканским интeрeсам в рeгиoнe Ближнeгo и Срeднeгo Вoстoкa.

Согласно заявлению президента США, Б. Обамы, «ядерный Иран противоречит Безопасности Соединённых Штатов. На самом деле, весь мир заинтересован в предотвращении приобретения Ираном ядерного оружия. Вооружённый ядерным оружием Иран будет полностью подрывать режим нераспространения, над которым усердно работают США. К тому же, существует риск, что Иранское ядерное оружие может попасть в руки террористических организаций».

Соединенные Штаты считают своей целью уменьшение влияния Ирана в регионе, а также сдерживание его рaстущей мoщи. Действуя в этом направлении, Вашингтон не жалеет ни сил, ни средств.

Согласно мнению Абдулхасема Байяната, аналитика в области  взаимоотношений между Ираном и Израилем, «ядерная программа Ирана обусловлена  внутренней потребностью страны в дополнительных мощностях по выработке электроэнергии. Запасы природных энергоносителей исчерпаемы, особенно в свете увеличения объемов добычи в последние десятилетия, связанного с ростом численности населения, экономического роста и осуществляемой программой индустриализации. Перспектива полного истощения запасов мотивирует иранское руководство к поиску альтернативных источников энергии. Атомная энергетика, учитывая уровень ее развития в развитых странах, представляется надежным источником энергии для Ирана».

Также овладение ядерной энергией и развитие ядерной энергетики, является в Иране источником национальной гордости. В мире не так много стран, способных освоить полный ядерный цикл. Поэтому развитие ядерной энергетики, также как и прогресс в космической программе и исследовании стволовых клеток значительно повышают  самооценку Ирана и поднимают его международный престиж.

Иранская ядерная программа началась в 1967 г., благодаря содействию США, и в дальнейшем способствовала  активному сотрудничеству Ирана в данной сфере с различными странами. Иранская республика начала внимательно отслеживать развитие и использование атомной энергии по всему миру. Примерно в это же время в стране начались практические работы по созданию научно-технической базы для использования атомной энергии, в первую очередь за счёт установления международного сотрудничества.

 

Однако, уже в 2003-2004 гг.  МАГАТЭ начало расследование незадекларированной деятельности Ирана, вскрытой в 2002 г. В тот год бывший генеральный директор МАГАТЭ, Мохамед Эль-Барадеи, а также  другие уполномоченные лица, открыли «обширную скрытую деятельность» в иранской ядерной программе по обогащению урана. В июле 2006 г. Совет Безопасности принял резолюцию 1696, которая отмечала готовность принять меры на основании ст. 41 главы VII  Устава ООН в случае, если Иран будет уклоняться от её выполнения. Были выдвинуты требования МАГАТЭ, которые в первую очередь заключаются в приостановке Ираном деятельности, связанной с обогащением урана . Ввиду невыполнения  этих требований, СБ ООН  принял серию резолюций, заключающих в себе различные санкции. Согласно резолюции Совета Безопасности 1737 (2006г.) запрещаются поставки в Иран оборудования и технологий, которые могут быть использованы для обогащения урана, а также замораживаются счета иранских компаний, замеченных в нелегальном приобретении ядерных технологий за рубежом. Резолюция 1747 (2007 г.)  расширила список санкций. В частности, в соответствии с новой резолюцией Ирану был запрещён экспорт вооружений.

Резолюция Совета Безопасности 1803 (2008г.)  подтвердила положения ранее принятых резолюций, а также призвала государства досматривать в своих аэропортах и морских портах грузы, принадлежащие отдельным иранским компаниям, подозреваемым в транспортировке оборудования и материалов для осуществления незадекларированной ядерной деятельности. Резолюция 1835 (2008г.) подтвердила решимость стран - членов Совета Безопасности добиваться выполнение Ираном ранее принятых резолюций.

Иран не признаёт легитимность санкций Совета Безопасности и продолжает игнорировать их положения, отказываясь остановить работы в области обогащения урана. По словам бывшего министра иностранных дел Ирана М. Моттаки, санкции являются «незаконными, бесполезными и несправедливыми», а ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели.

Несмотря на это и другие подобные высказывания иранских политиков, у международного сообщества есть косвенные свидетельства, которые заставляли СБ ООН вновь и вновь обращать внимание на иранскую ядерную программу. По словам Дэвида Олбрайта, специалиста по ядерной программе Ирана,  президента Института науки и международной безопасности, Иран производит около 2,77 кг низкообогащенного урана в день. Его коллега Марк Фицпатрик, старший научный сотрудник по вопросам нераспространения в Международном Институте стратегических исследований, утверждает, что «Иран в состоянии произвести 25 кг оружейного урана  для производства одной бомбы в течении нескольких месяцев». В настоящее время Иран покупает современные системы вооружений, информация о которых «остаётся скудной, а иногда даже противоречивой», так как многие сделки проводятся в режиме секретности. Также в Иране производится установка новейших центрифуг. А в 2010 г. в историческом докладе ООН, инспекторы в области ядерных технологий в первый раз объявили, что Иран разрабатывает ядерные боеголовки. Всё вышеупомянутое создаёт нечёткое, расплывчатое представление о военной мощи Ирана.

В настоящее время  США предпринимают ряд действий, чтобы противостоять угрозе со стороны Ирана и существенно усилить давление на Иран. Эти шаги включают расширение санкций, относящихся к поставке товаров, услуг и технологий в Иран для развития его нефтяных ресурсов и технического обслуживания или расширения своей нефтехимической промышленности.

По словам Б. Обамы, «Иран имеет право на мирную ядерную энергию. США и международное сообщество предложили помощь Ирану в развитии ядерной энергетики мирным путем. Но снова и снова Иран отказывался от этих предложений. Вот почему мир ввел беспрецедентные санкции, целью которых ставится замедление ядерной программы Ирана».


Заявленная цель этих мер — лишить Иран основного источника дохода от экспорта энергоносителей на длительное время, запретив иностранные инвестиции в добычу нефти и природного газа, исключив Иран из международной системы реализации этих продуктов. В качестве оправдания санкций утверждается, что доходы, получаемые от экспорта энергоносителей, позволяют правительству Ирана финансировать свою ядерную программу.

Влияние санкций отразилось на снижении динамики экономического роста, притока прямых иностранных инвестиций, активности иностранных компаний (достигнутые ранее соглашения с иностранными компаниями фактически оказались разорванными), также отмечается  рост инфляции, рост безработицы снижение уровня социальной поддержки за счет постепенной отмены субсидий на поддержание цен. Однако, необходимо отметить, что вследствие введения санкций, правительству Ирана удалось реализовать новые направления экономической политики.  Cтало расти число частных банков, частных инвестиционных фондов, создаваемых по инициативе правительства для ускорения процесса приватизации. В условиях сокращения поставок в Иран новейших технологий иранское руководство сделало наиболее приоритетным создание высокотехнологических компаний. Поставлена задача к 2015 году войти в десятку ведущих в этой сфере стран мира. Руководствуясь этими данными, можно сделать вывод - санкции, направленные против Ирана, не являются довольно эффективным методом воздействия на его политический курс, хотя, безусловно, наносят ущерб экономике страны.

Очевидно, что долговременное нарушение экономических связей затруднит возможности правительства Ирана предоставлять государственные услуги своему населению. Тем не менее, санкции оказывают минимум влияния на ядерную программу Ирана. Из-за того, что расходы на данную отрасль составляют лишь незначительную долю бюджетных расходов, иранское правительство сможет финансировать ее и дальше. А вот общественное недовольство развалом системы социальных услуг из-за проблем с их финансированием будет обращено против Запада и США. Как заявил президент Ирана, его страна «ни на дюйм не откажется от своих принципов и прав». Таким образом, можно сказать, что санкции — скорее наказание для народа страны, чем воздействие на ядерную программу Ирана.

«Нынешняя стратегия США нацелена на нанесение Ирану максимально возможного ущерба.  Президент Соединённых Штатов на выступлении перед палатой представителей заявил, что кризис между США и Ираном не решён. Действия политиков Ирана противоречат интересам США в регионе и продолжают представлять угрозу экономике и безопасности Соединённых Штатов. По этим причинам существует необходимость  поддерживать всеобъемлющие санкции против Ирана». Устанавливая эти санкции США посылает сигнал всему миру: «те кто продолжает безответственно поддерживать энергетический сектор Ирана, и стремится способствовать   усилиям Ирана избежать санкций США, будут сталкиваться с серьёзными последствиями».

На настоящий момент США не собираются применять к Ирану другие методы давления кроме санкций. Президент уверен, что «есть еще время и возможности для дипломатического решения проблемы.» Однако после президентских выборов, которые должны состоятся 6 ноября 2012 года, ситуация может измениться. Кандидат в президенты, Митт Ромни считает, что пора закрыть вопрос, касающийся Ирана.
В случае победы на выборах, он собирается «принять военные меры и объяснить народу Ирана опасность ситуации, которая сложится если у них будет ядерное оружие».  Митт Ромни придерживается понятия «мир через силу», не исключая возможность  силового решения конфликта. Он уверен, «если иранцы получат бомбу, последствия будут неконтролируемыми и ужасными», поэтому следует как можно быстрее пресечь иранские амбиции.

В настоящее время нельзя точно сказать, кто же станет новым главой Соединённых Штатов - приверженец дипломатии, Б. Обама, или же сторонник силового подхода М. Ромни. В этих условиях Иран прикладывает массу усилий для выстраивания своих отношений с Китаем и Россией, рассматривая эти страны в качестве своих стратегических союзников.

Итак, политика США, касающаяся иранской ядерной программы, основанная на изоляции и санкциях, на мой взгляд, в нынешнем формате неэффективна. Не может быть и военного решения кризиса. В этой связи необходимо искать путь в политико-дипломатической плоскости.

В переговорах с Тегераном нужно стремиться к компромиссу на основе готовности постоянных членов Совета Безопасности ООН  согласится с наличием в Иране завода по обогащению урана, под жёстким контролем со стороны МАГАТЭ, в обмен на согласие временно приостановить создание промышленного завода по обогащению урана. Непременным условием должна быть ратификация  и применение Ираном Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.

 

По материалам:

 

  1. President Obama Speaks at the AIPAC Policy Conference//от 04.03.2012//Официальный сайт Белого Дома США//http://www.whitehouse.gov/blog/2012/03/04/president-obama-speaks-aipac-policy-conference
  2. Report by the Director General, "Implementation of the NPT Safeguards Agreement in the Islamic Republic of Iran," IAEA, Sept. 2, 2005, http://www.iaea.org/Publications/Documents/Board/2005/gov2005-67.pdf
  3. New Sanction on Iran// от 21.11.11// официальный сайт Государственного департамента США//http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/11/177609.htm
  4. REMARKS BY PRESIDENT BARACK OBAMA//от 5.04.2009//официальный сайт Белого Дома США//http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-By-President-Barack-Obama-In-Prague-As-Delivered/
  5. Glyn Davies//Remarks on IAEA Report on Iran's Nuclear Program and Iranian Reaction//от 13.09.2011) //официальный сайт государственного департамента США//http://www.state.gov/p/nea/rls/rm/147080.htm