На главную страницу


Коняева Г.

 

Зачем американцам была нужна эта трансконтинентальная железная дорога? Как же тогда они осваивали Калифорнию без прямого доступа через материк к золотым приискам?

Такие вопросы приходят в голову, когда начинаешь задумываться о глобальном плане Линкольна.

Ответ, собственно говоря, кроется в самом вопросе. В 1848 году в результате войны с Мексикой Калифорния была присоединена к США. Немного позже на этих землях обнаружили золото, и началась золотая лихорадка. Все больше и больше людей хотели сколотить состояние на золотодобыче. Но каньоны, скалистые горы, пустынные земли создавали трудности для авантюристов. Поэтому, как бы это не казалось смешным, гораздо легче было обогнуть Южную Америку и высадиться на западном побережье Штатов, чем пробираться сквозь невыносимые преграды по материку.

Тогда и пришла идея строительства железной дороги от восточной части страны до самого Тихого океана.

Начать историю строительства первой трансконтинентальной железной дороги стоит задолго до ее постройки. А начинается все с проблемы рабства, которая остро встала в 20-х годах 19 века. После приобретения новых земель правительству нужно было решить, к какой стороне их присоединять – к рабовладельческой или свободной. Для урегулирования данного вопроса был заключен Миссурийский компромисс, затем были приняты решения относительно Калифорнии, Техаса и Нью-Мексико. И вот, в 1854 году пришел черед бывших индейских территорий Канзаса и Небраски. Здесь очень заметную роль сыграл Стивен Дуглас – конгрессмен от Иллинойса. Именно его руке принадлежит акт Канзас – Небраска, согласно которому по принципу «народного суверенитета» Канзас стал рабовладельческим, а Небраска – свободным штатом.

Дуглас преследовал довольно конкретные цели:  ему было необходимо, чтобы трансконтинентальная железная дорога проходила через Иллинойс, а, значит, по северу страны, в то время, как существовало два плана строителства дороги – через северные и второй вариант – через южные штаты. Таким образом, Дуглас определил местоположение будущей железной дороги.

Немаловажным фактором стало начало Гражданской войны. Дело в том, что строительство железной дороги совпало с войной Севера против Юга, поэтому южный вариант прохождения дороги категорически отпадал.

В 1862 году президент А.Линкольн подписывает  Акт о строительстве Тихоокеанской железной дороги, длина полотна которой составляла приблизительно 3000 километров.

В следующем году началось активное строительство. Им занимались две компании одновременно – «Union Pacific Railroad» и «Central Pacific Railroad». Первая компания шла с востока на запад, а вторая ей на встречу – с запада на восток. В этом чувствовалось соперничество: каждый хотел первым дойти до середины пути.

В ходе прокладки железных путей было изобретено много коррупционных схем и совершено множество преступлений. Некоторых людей насильно выдворяли из домов, если их населенный пункт мешал строительству, а взамен давали ничтожную сумму денег, которых не хватило бы и на четверть дома. Практиковались часто взятки и угрозы: если железная дорога будет проходить слишком далеко от какого-нибудь поселения, то это поселение придет в упадок, так что многие мэры специально платили за то, чтобы рельсы проложили в удобном для них месте.

Строители также страдали от этой эпохальной задумки Линкольна. Дело было в том, что дорогу строили 10000 китайцев и 3000 ирландцев, а, значит им не надо было платить много: около 1-2 долларов в день.

Сами компании воровали без стыда и совести. После подсчета убытков, оказалось, что сотни тысяч долларов ушли только на взятки, а компании требовали от государства больше финансирования, притом, что тратили только половину этих денег на строительство.

В итоге «соревнования» победила компания «Union Pacific». За 6 лет строительства (притом, что из-за Гражданской войны компания начала свою работу не одновременно со своей конкуренткой) было проложено 1749 км путей. Компания «Central Pacific» из-за сложного участка в горах Сьерра-Невада проложила только 1100 км полотна. Две компании встретились в Юте 10 мая 1869 года, на месте встрече был забит золотой гвоздь в память о месте, где Атлантический океан соединился с Тихим.  До 1872 года не был построен мост над рекой Миссури, поэтому приходилось переплавлять железнодорожные вагоны на пароме.

 

 


В конце 19 века будут построены еще ветки, соединяющие западную часть дороги с восточной, в том числе и через злополучный Канзас.

Строительство дороги открыло большие перспективы для американцев. И дело было вовсе не в добыче золота, которого, как позже выяснится, оказалось там немного. Рельсы были проложены не зря, силы потрачены не напрасно: связь между двумя побережьями позволяла развивать торговлю, быстро обмениваться информацией, в западном регионе начало развиваться сельское хозяйство, период был отмечен огромным притоком населения из восточных штатов в западные.

Затраты, как всегда, когда пытаешься осуществить что-то грандиозное, были огромны. Но если  достижения столь же велики,  эти затраты окупаются.

 

Источники:

  1. http://america-xix.org.ru/personalia/douglas.html
  2. http://www.biz-expo.ru/php/content.php?id=357
  3. http://america-xix.org.ru/personalia/douglas.html
  4. http://www.american-rails.com/railroad-history.html