На главную страницу


Семенова С.

Якоб Август Риис известен как один из первых фотографов-журналистов, и хотя родом он был из Дании, вся его жизнь и деятельность связана с Америкой.

Родился Риис 3 мая 1849 года в датском городке Райб, где он провел все свое детство и юность. Семья Рииса была не самой богатой. Из пятнадцати детей Риис был третьим по счету ребенком. Однако лишь некоторые из них сумели выжить. Его отец, Нэилс Риис,  был простым школьным учителем, а также работал редактором в газете. Мать Якоба, Каролина Риис, занималась домом и растила детей.

На взгляды Рииса в будущем повлияла обстановка и окружение, в котором он рос. С самого детства он видел социальное неравенство, тяготы бедняков, и поэтому сочувствовал им и хотел помочь. Примером тому может служить случай, когда двенадцатилетний Якоб отдал все свои накопленные деньги одной бедной семье.

Отец пытался привить ему любовь к литературе и поэтому заставлял его читать романы Джеймса Фенимора Купера и Чарльза Дикенса, так как это было единственным способом выучить грамоту и литературный язык. Отец надеялся, что в дальнейшем Риис посвятит свою жизнь литературе, однако он желал себе другой карьеры. Он начал работать плотником в компании отца девушки Элизабет Горц, в которую был влюблен. И уже в 16 лет Риис покинул родной город, уехав в Копенгаген обучаться ремеслу плотника. В 1868 году он вернулся обратно в Райб, однако найти хорошо оплачиваемую работу не смог, к тому же, его возлюбленная отказалась выходить за него замуж. Поэтому через два года в 1870, когда ему только исполнился 21 год, Якоб решил переехать в США  в поисках лучшего заработка. Однако попал он туда в волну массовых миграций, когда сотни людей ехали в Америку после окончания Гражданской войны, желая начать новую прекрасную жизнь. К сожалению, их ждали лишь переполненные людьми районы, ужасные жилищные условия и ничтожные работы. Риис, как и все, был вынужден довольствоваться только разовыми заработками. Он перебивался с одной работы надругую и сам познал все тяготы нищенской жизни. Ему пришлось поработать и плотником, и на ферме, и продавцом. Он брался за любую работу, которая могла его хотя бы прокормить, не говоря уже о том, что ему постоянно приходилось ночевать на улицах. В 1873 Риис наконец получил работу в газете New York Evening Sun. Однако и там ему не удалось продержаться долго.

Однажды ему посчастливилось встретить директора школы, где он изучал телеграфию. Тот предложил пройти ему собеседование в газету на вакансию стажера. В качестве вступительного испытания ему предлагалось написать эссе о завтраке в отеле The Astor House, в то время очень популярном и известном в Америке. Риис превосходно справился с этой задачей, написав отчетную статью очень грамотно, и в результате получил работу в  еженедельной газете The News. Он очень хорошо писал статьи о богатых людях, а также о жизни в бедных районах Нью-Йорка и должен был занять должность редактора этой газеты, но она внезапно обанкротилась. Тогда на заработанные и накопленные деньги ему самому удалось купить эту компанию.

В это же время он получил письмо от своей давней возлюбленной Элизабет Горц, в котором она сообщала, что два старших брата Рииса, его тетя и жених Елизабет скончались. В ответном письме Риис вновь просил ее руки и сердца, и на этот раз она согласилась. Риис начал усердно работать в своей газете и довольно скоро смог расплатиться со всеми долгами. Кроме того, политики (которые раньше были его работодателями) теперь были готовы выкупить его успешную газету, заплатив в пять раз больше первоначальной ее стоимости. Для Рииса это казалось очень выгодной сделкой, потому что давало ему возможность уехать обратно в Данию, чтобы жениться на Элизабет. 

    

              

После свадьбы они вернулись в Нью-Йорк, и Риис стал работать в газете Brooklyn News. Но в 1877 его сосед, редактор газеты New York Tribune, предложил ему работу в качестве полицейского репортера. Естественно, Риис согласился. Работая в этойдолжности, ему постоянно приходилось видеть жизнь самых низших слоев населения, расследовать преступления в беднейших кварталах и трущобах Нью-Йорка, наиболее всего страдающих от преступности. Все это очень повлияло на мировоззрение Рииса и его авторский стиль. Он стал одним из первых реформистских журналистов. Однако его статьи не могли выразить всего, что он чувствовал, видя всю эту социальную несправедливость и ужасную бедность.

Он начал искать способы, как наиболее наглядно и впечатляюще донести до людей и правительства эту важную проблему. Делать фотографии на камеру тех годов было фактически бесполезно, так как на снимках темные трущобы не получались, из-за недостатка освещенности во время съемки. Но вскоре решение было найдено. Немецкими учеными были разработаны первые прототипы вспышки, и Риис стал одним из первых фотографов, использующих ее. Вспышка стала незаменимым компонентом съемки темных трущоб и кварталов.

Сперва она выглядела в виде устройства, похожего на пистолет, куда в виде патронов закладывались порошок магнезии и хлорат калия. Многие пугались «новоиспеченной» вспышки. Тогда Риис стал использовать сковородку, куда он насыпал эту смесь и поджигал ее. Риис делал снимок, после чего порошок взрывался, а репортер быстро убегал в плотном дыму. Камера стала своеобразным оружием Рииса и очевидным доказательством бедности, страшных жилищных условий, болезней и преступности. Фотоматериала накопилось очень много, и Риис хотел опубликовать свои иллюстрированные очерки в журналах, чтобы люди смогли увидеть другую сторону жизни. Свой материал он предоставил редактору журнала Harper’s New Monthly Magazine, однако тот не был готов опубликовывать обличающие тексты Рииса. Тогда Риис решил обратиться к народу напрямую, выступая в церквях.

Однако многие из них отказали ему в проведении таких выступлений, опасаясь, что его речи могут задеть чувства богатых и состоятельных людей. Но к счастью нашлось два спонсора, которые смогли организовать выступление Рииса и его напарника в церкви The Broadway Tabernancle Church. Речи и фотоснимки Рииса заставили людей задуматься над страшной реальностью.

Также ему удалось привлечь внимание влиятельных людей к этой проблеме. Среди них был Чарльз Генри Паркхерст (американский священник и общественный деятель) и редактор журнала Scribner’s Magazine, который согласился опубликовать иллюстрированную статью Якоба Рииса. В 1889 году на страницах этого журнала появилось его фотоэссе о жизни низших слоев города, состоявшее из 18 страниц и 19 фотографий.

Позже оно было расширено и стало книгой под названием «Как живет другая половина» (“How The Other Half Lives”). Ее продолжением стала следующая книга “The Children of The Poor”,которая вышла в 1892 году. Риис отчаянно боролся за улучшение положения бедных, и его фоторепортажи несомненно имели успех. Впечатленный статьями Рииса, Теодор Рузвельт решил помочь журналисту в его борьбе с бедностью. В то время Рузвельт занимал пост председателя  Совета Уполномоченных Полиции Нью-Йорка, поэтому смог издать приказ о закрытии полицейских приютов для бездомных, где очень жестоко обходились с бедняками. Рузвельт восхищался чувством справедливости и работой, которую делал Риис, и впоследствии они даже стали друзьями. 

 

Якоб Риис умер 26 мая 1914 года на своей ферме в Массачусетсе, но его деятельность не прошла даром. Он был одним из первых реформаторов, который заявил, что бедность является результатом несовершенства социальных и экономических систем, и что ее можно искоренить при помощи государственных реформ. Своими работами он сумел наглядно продемонстрировать существующие проблемы и привлечь внимание властей, и, более того, добиться изменений в социальной жизни общества. Благодаря ему в Нью-Йорке были куплены районы вокруг водохранилища, что спасло жителей от болезней, а также были созданы парки для улучшения жизни горожан. За свою жизнь он написал около двадцати работ, посвященных общественной жизни и социальным проблемам. Также незаменимым является и его вклад в области фотографии, так как он был в числе первых фотографов мира и первым, кто начал использовать вспышку для своих фотографий.

Источники:

  1. http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/USAriis.htm
  2. http://ocp.hul.harvard.edu/immigration/riis.html
  3. http://www.masters-of-photography.com/R/riis/riis_articles.html