На главную страницу


Дробышева Т.

“Cheaper, guys, cheaper!”

(Пожалуй, самое меткое высказывание о торговой концепции “Walmart”)

Каждый день треть американского населения посещает его, каждый житель США знает, что если “check Walmart” (как принято говорить среди жителей США) можно найти абсолютно любую вещь, его ласково называют “Wally World” (Прекрасный мир), и он стал такой же неотъемлемой частью американской культуры и национальным достоянием, как Apple или Dunkin’ Donuts.  Как удалось небольшому провинциальному магазинчику покорить весь мир?

История Walmart начинается в 1962 году, когда бизнесмен из Арканзаса Сэм Уолтон, после нескольких не совсем удачных попыток по созданию сетей розничной торговли, открыл очередной магазинчик в глухом американском городке Роджерс, что в штате Арканзас. Уолтон был товарищ довольно эгоцентричный и потому назвал его Wal-Mart, где, как не сложно догадаться, первая часть была образована от его фамилии Walton, а вторая часть, ни много ни мало, указывала на принадлежность магазина к крупным торговым центрам. Но в течение последующих пяти лет название начало постепенно себя оправдывать. Сначала сеть расширялась в пределах штата, и к 1967 году количество магазинов Wal-Mart в Арканзасе достигло 24. В 1968 году были открыты первые торговые точки сети уже за пределами штата – в Миссури и Оклахоме.  Через год компания была зарегистрирована как Wal-Mart Stores, Inc, а в 1970 масштабы распространения сети достигли таких размеров, что возникла потребность в распределительном центре, который и был открыт в Бентонвилле, штат Арканзас.

Тогда же начинается торговля акциями компании. Заметив перспективность Wal-Mart  и темпы роста сети, он достаточно быстро стал котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже.

А тем временем, начиная с середины 1970-х годов, компания постепенно становится общеамериканской торговой сетью, выходя на всё новые и новые рынки сбыта, завоёвывая потребителей из Техаса, Канзаса, Луизианы, Миссури, а затем и остальных штатов. К своему 25-летию компания не только позиционировала себя, как одну из крупнейших в стране, имея около 1200 магазинов по всей Америке, но и обладала самой обширной частной спутниковой сетью в мире, которая позволяла с большим удобством отслеживать объёмы запасов и продаж.

В 1988 году Сэм Уолтон передал пост генерального директора компании Дэвиду Глассу, однако по прежнему принимал активное участие в управлении компанией, оставаясь председателем совета акционеров.  Его детище продолжало развиваться сумасшедшими темпами. В этом же году Wal-Mart переходит на новый  уровень, открывая свой первый Суперцентр в Вашингтоне, штат Миссури. В 1990-х сеть начинает завоёвывать и зарубежные рынки: в 1995 жители Бразилии и Аргентины узнали о Wal-Mart, а в 1999 и европейцы – компания пришла в Великобританию после приобретения местной розничной сети Asda.

В 1990 году Wal-Mart обрадовал американцев, став ещё дешевле. В Бентонвилле был открыт первый дисконт магазин под именем Bud. Он вскоре понравился американцам, о чём говорил зашкаливающий объём продаж. Через 7 лет, компания Wal-Mart решает дать новой сети своё имя и переименовывает её в Wal-Mart Discount.


Следует сказать о том, что именно делает магазины Wal-Mart настолько дешёвыми. Дело в том, что 40% продукции либо выпускается под маркой магазина, либо поступает от компаний, с которыми Wal-Mart имеет контракты без посредников. С 1991 года компания стала предлагать собственные продукты с запуском марки Sam’s Choice (Выбор Сэма). Уже через 2 года напитки Sam’s Choice были третьими по популярности в США. Также среди знаменитых брендов Walmart можно назвать Great Value, который обладает значительной популярностью не только в Америке, но и в Канаде, а в Великобритании очень востребована марка Smart Price.

В 1992 году Wal-Mart проводит рекламную кампанию, позиционируя себя как самое дешёвое место с самыми качественными продуктами, с лозунгом “Всегда низкие цены, всегда” (“Always low prices, always”), тем самым привлекая ещё больше потребителей.

Компания быстро росла и в 2002 году впервые была названа крупнейшей корпорацией мира по версии Fortune 500. Темпы её роста очень встревожили экономистов. Их беспокойство было вызвано приходом Wal-Mart в маленькие городки, где он переориентировал на себя большую часть покупателей. Однако вскоре владельцы небольших магазинов начали адаптироваться к сложившейся ситуации и смогли развиваться, даже имея Wal-Mart под боком. В более поздних исследованиях было признано, что существуют как положительные, так и отрицательные стороны во влиянии Wal-Mart на районы, куда он приходит.

После урагана Катрина, Wal-Mart активно использовал свои ресурсы в организации оперативного устранения последствий бедствия. Сеть выделила на эти цели 20 миллионов долларов, 1500 грузовиков с продуктами питания и предметами первой необходимости, а также гарантировала работу для каждого из своих ранее уволенных сотрудников.

С 2005 года компания начинает себя позиционировать как “хороший управляющий окружающей средой” и объявляет о том, что, в конечном итоге, стремится в своей работе перейти на исключительно возобновляемые энергоисточники. Вскоре планы компании начинают реализовываться: открываются три новых экспериментальных магазина в Техасе, Колорадо и Неваде, которые используют ветряные турбины, солнечные батареи и биотопливо для получения необходимой энергии.

Осенью 2007 года Wal-Mart начинает обновление: сначала взамен старому лозунгу, прослужившему 19 лет, приходит новый – “Экономь деньги. Живи лучше” (Save money. Live better), теперь с таким призывом компания обращается к своим покупателям. А в следующем году сеть была официально переименована в Walmart Stores, Inc, тогда же был изменён и логотип – вместо привычной всем звезды между буквами L  и M появился символ, напоминающий не то цветок, не то солнечные лучи, а название было объединено в единое слово.


В последнее время Walmart делает свои продукты всё более и более доступными и удобными в приобретении. В 2006 компания открыла свой Суперцентр в Техасе, который был основан на абсолютно новой концепции: в этом магазине деревянные полы, широкие проходы, а так же суши-бар, кафе быстрого питания и бесплатный Wi-Fi доступ. Что ещё нужно для удобства покупателей?

А совсем недавно сеть объявила о начале испытания программы “Walmart To Go”, суть которой заключается в популярной сегодня в США доставке продуктов на дом. Пока что “To Go” реализуется только в Калифорнии, однако представители компании заявляют, что намерены развернуть её по всей стране. 

За почти 45 лет своего существования Walmart завоевал доверие американских потребителей. Абсолютно невозможно представить США без этой торговой сети. Более того, в связи с глобализационными процессами, её влияние стало распространяться не только на Америку. Сегодня жители многих стран мира желают появления Walmart у себя.

Источники:

  1. www.walmart.com  - Официальный сайт компании Walmart.
  2. www.walmartstores.com - Официальный сайт магазинов сети Walmart
  3. Сделано в Америке: Как я создал Walmart/ Сэм Уолтон/ 2007