На главную страницу


Семенова С.

Все мы наверняка так или иначе знаем имя Томаса Джефферсона. Кто знает его, как третьего американского президента, кто как главного автора великой Декларации независимости, ну а также как основателя Университета в Вирджинии. Но по-настоящему понять насколько многосторонней он был личностью и увидеть отражение его души можно, посетив его родной дом.

Монтичелло – усадьба Томаса Джефферсона, созданием, строительством, моделированием и постоянным усовершенствованием зданий и ландшафта которой он занимался около 40 лет. Усадьба Монтичелло стоит на 264-х метровом холме в двух километрах от Шарлотсвилля на юге штата Вирджиния. Название усадьба получила от своего расположения, так как по-итальянски Монтичелло означает «холм» или «пригорок». В дальнейшем усадьба приобрела статус эталонного и яркого примера раннего американского классицизма, а в 1987 году стала памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дизайн усадьбы

Проект и дизайн Монтичелло полностью принадлежали Томасу Джефферсону. Истоками для его идей и проектов были книги ( Four Books of Architecture, 1570) и работы итальянского архитектора Андреа Палладио. Строительство началось в 1768 с уравнивания поверхности на вершине холма для будущего дома, который в дальнейшем получил имя Первого Монтичелло.  Это и положило начало сорокалетнему периоду строительства и коррекции всей усадьбы.

Дизайн дома Монтичелло очень необычный. По обеим сторонам основного дома, в котором проживал сам Джефферсон и его семья, пристроены две  L-образные террасы, которые предназначались кухни, прачечной, ледяного домика, двух уборных, винного погреба, кухни, коптильни, молочной и трех комнат для слуг.

Дом Монтичелло

Первым построением, возведенным на холме, стал Южный корпус в конце террасы. Там Джефферсон начал жить с ноября 1770, когда Первый Монтичелло еще только строился. Он и его жена, Марта, начали свою супружескую жизнь в верхней комнате южного корпуса в 1772 году. Строительство Северного корпуса было закончено в 1808. Он был использован лишь однажды в качестве рабочего кабинета для зятя Томаса Манн Рандолфа. Первый Монтичелло же представлял собой двухэтажное здание, состоявшее из восьми комнат. Внешняя сторона дома была почти закончена к 1784 году, когда Джефферсону пришлось уехать во Францию, где он занимал пост дипломатического представителя США в течение пяти лет. В 1796 году Джефферсон, вдохновленный современными неоклассическими домами, увиденными в Париже, начал вновь преобразовывать Монтичелло. Его мастера добавили в дом центральный холл и увеличили число комнат до 21-ой. Верхний этаж убрали, расширили восточный фасад и сделали новый этаж с мезонином для спальных комнат. Но ключевым и необычным элементом нового варианта поместья стал восьмиугольный купол над западным фасадом здания. Под куполом находилась комната, которая очень полюбилась гостям Джефферсона. Для чего создавалось это «благородное и прекрасное помещение», как называли его посетители поместья, до сих пор до конца не ясно, но на практике оно практически не использовалось, так как летом там слишком жарко, а зимой – слишком холодно, а забираться туда нужно по довольно узкой и крутой лестнице.

В 1809 Джефферсон ушел в отставку и ремоделирование дома наконец закончилось. Как и снаружи, внутренний дизайн и декорации придумывал сам Джефферсон. Он сам выбирал фактически всю мебель для Монтичелло. За время проживания во Франции Джефферсон приобрел большое количество шикарных товаров, включая обивочные ткани, мебель, керамические и серебряные изделия и научные приборы. Он также покупал мебель в Вильямсбурге, Филадельфии и Нью-Йорке.

Первый этаж дома состоит из 11 комнат.

Первой комнатой, в какую попадали посетители поместья, был большой вестибюль, из которого Джефферсон сделал музей. Экспонатами этого музея были карты, кости, рога и кожи вымерших и других животных Северной Америки. Гости и семья Джефферсона обычно собирались в гостиной, где вместе читали или играли на музыкальных инструментах. В ней находится много картин. Большинство из них это портреты мужчин, которые вдохновляли или повлияли на мировоззрение Джефферсона. Среди них он особенно выделял Фрэнсиса Бэйкона, Исаака Ньютона и Джона Лока. В обеденной и прилегающей к ней чайной комнате семья Джефферсона завтракала и ужинала. На первом этаже также располагаются две гостевых спальни и небольшая гостиная, которая использовалась как комната для обучения детей дочери Джефферсона. Комната самого Джефферсона включала в себя библиотеку, два открытых крыльца с жалюзи, оранжерею с

птичником, кабинет и спальню с кроватью, открытой с двух сторон, которая находится в нише посередине комнаты и соединяет спальню с кабинетом Джефферсона. В этой комнате находится также одно из тринадцати мансардных окон. И завершающей частью интерьера комнаты Джефферсона является шкаф, расположенный над его кроватью, который был также сделан по модели французского дома. Библиотека Джефферсона состояла более чем из 7000 лучших томов Северной Америки. Это было его любимым местом, поэтому там и в кабинете он проводил почти все свое время, читая, сочиняя письма и думая о жизни. В холодные зимние вечера он затапливал огромный шикарный камин в библиотеке и проводил время с книгами, без которых не мог жить. На оставшихся верхних этажах находилось девять спален, которые принадлежали дочери Джефферсона и ее семье. В доме имелся еще пивной и винный склад, который находился под первым этажом.

Кухня Монтичелло была очень хорошо оборудована  и была среди лучших в Вирджинии. Повара готовили на печах с несколькими горелками, а все блюда делались на французский манер, как и все остальное в доме Джефферсона.

Зеленая зона

Поистине райским уголком усадьбу Монтичелло делает не удивительный дом, сотворенный самим Джефферсоном, а его сады и плантация. Это открывает нам еще одну сферу интересов, куда Джефферсон вкладывал всю свою душу. Он любил все живое, любил окружающий мир, который вызывал у него любопытство, изучал растения и занимался ими.  Так с 1770-х Джефферсон начал выращивать тутовники, которые окружили дом. Он назвал их “Mulberry Row”. Табак, кукурузу и пшеницу он выращивал на огромной плантации, где работало большое количество рабов, и в 1782 он стал самым крупным рабовладельцем в округе.

Другим направлением его деятельности были сады. Они стали живой лабораторией для изучения растений со всего мира. У Джефферсона имелась даже специальная садовая книга, в которой он детально записывал все виды растений и деревьев, которые он посадил. Так согласно его записям, в 1808 он посадил 20 овальных лунок с цветами на каждом углу дома и сделал цветовую дорожку в виде серпантина, а в саду было посажено 160 видов деревьев. Он выращивал и около 330 типов из 70 разновидностей овощей, 170 видов яблок, персиков и винограда, которые подавались к столу. Все это говорит об огромной любви Джефферсона к природе и родному дому, в который он вкладывал все свои силы и душу.

 

Монтичелло после смерти хозяина

Даже после смерти Джефферсон остался в своей родной усадьбе. Он был похоронен в Монтичелло, как и вся его семья, в месте, которое он сам выбрал в 1773.

Томас Джефферсон умер 4 июля в 1826, оставив долги в размере более $107000. В связи с этим его дочь вынуждена была продать дом, а затем и плантацию. В 1831 Джеймс Барклай, местный аптекарь, купил поместье. Но спустя два года он перепродал его Ури П. Леви, строевому офицеру, который восхищался взглядами Джефферсона. Леви умер в 1862 и завещал Монтичелло государству. Но во время Гражданской войны поместье захватили конфедераты и продали его. После войны правительство отменило условия завещения Леви, и его наследники начали борьбу за поместье. В 1879 году племянник Ури П. Леви Монро Леви выкупил доли остальных наследников и поностью заполучил поместье. Он хотел сохранить его как мемориал Джефферсона, поэтому в 1923 он продал Монтичелло созданному Фонду Томаса Джефферсона, которому он принадлежит и до нынешнего дня.

 

Источники:

  1. www.monticello.org - Официальный сайт Jefferson’s Monticello
  2. Discover The Genius of Jefferson – Official booklet.