Илющенко Г.
Несмотря на сильнейший упадок, который начался в крупнейшем городе Мичигана еще в 50-х годах 20 века и достиг пика с началом экономического кризиса пару лет назад, Детройт остается колыбелью автомобилестроительной промышленности США, храня богатую историю крупнейших предприятий этой отрасли, среди которых главенствует General Motors Company – крупнейшая американская автомобильная корпорация.
Свою историю одно из ключевых для Детройта предприятий ведет с начала 20 века, а точнее с 1900 года, когда братья Грабовски создали грузовик с одноцилиндровым двигателем и запустили его в продажу. К 1902 году ими была создана компания Rapid Motor Vehicle уже для более массового производства грузовых автомобилей. Точкой же отсчета истории знаменитой компании считается 1908 год, когда к делу братьев Грабовски присоединился крупный бизнесмен из города Флинт, Мичиган – Уильям Дюрэнт. Он владел компанией, занимающейся перевозками в Мичигане и Канаде, и имел большой опыт в ведении крупного бизнеса, что, несомненно, стало ключевым фактором, давшим толчок к созданию большой корпорации. Именно в 1908 году было зарегистрировано имя «Дженерал Моторс», а образовавшаяся компания стала холдингом для всех прочих автомобильных предприятий, в том числе и для «Бьюика» - старейшей авто мануфактуры в Америке. Собственно, через несколько лет была поглощена и Rapid Motor Vehicle братьев Грабовски, на основе которой и создавался холдинг. Тогда же в GM влились ставшие сейчас культовыми марки «Олдсмобиль», «Кадиллак», «Понтиак» (тогда «Окленд») и менее известные бренды – «Картеркар», «Элмор», «Юинг».
Рекламный плакат грузовика Rapid Motor Vehicle
Еще одна реклама Rapid Motor Vehicle
Уильям Дюрэнт
В 1909 году на рынок было выпущено первое поколение грузовиков GM. Несмотря на успех компании и большой объем выпускаемой тогда продукции Дюрэнт не смог вернуть долг в миллион долларов банковскому трасту, который в итоге и стал владельцем GM. Дюрэнт и в этот раз проявил свой талант предпринимателя, покинув GM и вместе с Луи Шевроле основав Chevrolet Motor Company в 1911 году. Пять лет во главе «Шевроле» позволили ему в 1916 году провести сделку по обратному выкупу акций GM и снова стать главой «Дженерал Моторс» уже с поддержкой Пьера Дюпона из знаменитой династии богачей и меценатов. В том же году General Motors Company становится General Motors Corporation. На следующий год в нее вливается «Шевроле».
Луи Шевроле
В 1920 году отца-Дюрэнта снова отрывают от своего детища, но на этот раз навсегда. Дюпон решает избавиться от Уильяма в руководстве GM, а его родственники будут являться мажоритарными владельцами акций вплоть до 50-х годов. Для Дюрэнта такой поворот событий стал ударом, но уже через год он основал Durant Motors. Новая компания не могла соперничать с GM, а Биржевой крах 1929 года и затем Великая Депрессия сделали Durant Motors банкротом. Также Уильям Дюрэнт показал себя хорошим игроком на Уолл-стрит, но даже объединение с Рокфеллером в Черный Вторник не спасло его от последствий экономического коллапса.
Шильдик компании "Стар", принадлежавшей "Дюрэнт Моторс"
Сама продукция GM, благодаря большому предложению и сумасшедшему росту популярности авто продукции, быстро завоевала популярность населения, и грузовики с буквами GM на капоте вскоре можно было увидеть по всей стране. Первый трансамериканский автопробег 1916 года не обошелся без автомобилей «Дженерал Моторс», в годы Первой мировой грузовики компании поставлялись для нужд американской армии.
В 1929 году штаб-квартира GM переехала из Флинта в Детройт, как раз к началу президенства Альфреда Слоана, человека, при котором GM по продажам смогла обогнать «Форд». Здание, ныне носящее название Cadillac Place, получило имя General Motors Building и оставалось центральным офисом GM вплоть до 1998 года, когда была закончена постройка Renaissance Center в центре Детройта.
В период с 1925 по 1931 года совершаются три весьма крупные сделки: GM становится владельцем английского Vauxhall (1925), немецкого Opel (1929 – 80% акций, 1931 – 100% акций) и австралийского Holden (1931).
В тот же период GM обходят «Форд Моторс» в показателе продаж. В то время, как Генри Форд делал упор на уменьшение стоимости своих автомобилей, Слоан старался улучшить процесс управления производством, а также стремился удовлетворить желания самого широкого круга покупателей. Система доступных потребительских кредитов в дочернем банке тоже сильно способствовала лидерству GM на автомобильном рынке.
Альфред Слоан
Кадиллак Плэйс, старая штаб-квартира GM
Renaissance Center, нынешняя штаб-квартира GM
В истории развития автомобилей GM очередным этапом стала Вторая Мировая Войны. В этот период заводы «Дженерал Моторс» выполняли военные заказы, производя танки, оборудование для подводных лодок и специальные грузовики, многие из которых, кстати, попали в Россию в рамках программы ленд-лиза. После окончания войны правление компании взяло курс на полнейшую модернизацию продукции. В 50-е годы начинается выпуск знаменитых грузовиков «Джимми», 1956 году был создан первый полноприводный автомобиль, в 60-х годах начался выпуск грузовиков «Астро», которые быстро завоевали популярность среди компаний по перевозкам. Вообще, практически нереально перечислить все популярные модели, выпускавшиеся под маркой компаний GM.
GMC Jimmy
И, тем не менее, социальные и экономические процессы не могли не затронуть даже такую мощную корпорацию, как «Дженерал Моторс». В 50-е годы начался отток населения в пригороды, что автоматически означало отток квалифицированной рабочей силы – фактор, на котором строится любое успешное предприятие. В то время, как город покидали в основном белые, отмена расовой сегрегации в 60-х годах способствовала росту чернокожего населения в самом Детройте. Именно в то время город начинает приобретать славу одного из самых неблагополучных в США. Практически все районы вокруг делового центра – это «черные» гетто, где процветает наркоторговля. Все это, несомненно, способствовало критическому падению престижа Детройта и, как следствие, компании GM. Но ничто не ударило так сильно по «Дженерал Моторс», как Нефтяной кризис 1973 года. Неспособность прожорливых американских автомобилей конкурировать с экономичными японскими марками положила начало процессу банкротства GM. В 21 веке компания начала активно распродавать принадлежащие ей акции других брендов. Но это панацеей не стало, и 1 июля 2009 года GM была официально объявлена банкротом. Согласно условиям иска о банкротстве Правительство США предоставит компании около 30 млрд. долларов, а взамен получит 60 % акций концерна, правительство Канады — 12 % акций за 9,5 млрд. долларов, Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW) — 17,5 % акций. Остальные 10,5 % акций разделят между собой крупнейшие кредиторы концерна. Тогда же президент Обама сказал, что, как только экономическое положение компании улучшится, государство продаст свою долю акций обратно. Также была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company. Это банкротство стало крупнейшим в истории США.
Нельзя сказать, что для Детройта GM была градообразующим предприятием, но свое прозвище «Город Моторов» крупнейший населенный пункт Мичигана получил не зря. Располагающиеся рядом штаб-квартиры «Форд Моторс» и «Крайслер» наряду с GM навсегда закрепили за Детройтом репутацию столицы мировой автомобильной промышленности. Однако сейчас Детройт – это город противоречий и упадка, где витрины роскошных магазинов и небоскребы соседствуют с разрушенными зданиями и заброшенными заводами. Сложно сказать, спасло бы что-либо от банкротства GM, например, переезд в более благополучный район, но одно можно утверждать точно: взаимосвязанные банкротство GM и опустошение Детройта стали олицетворением заката эпохи доминирования американской экономики в мире.
Заброшенное здание театра в Детройте
Здание в районе Ланкастер
Заброшенный дом в одном из неблагополучных районов города
Центр Детройта, наши дни
Ссылки:
http://www.gm.com/corporate/about/history/
http://ezinearticles.com/?The-History-of-GM---General-Motors&id=110696
http://classiccars.about.com/od/classiccarsaz/a/GM.htm
http://www.reuters.com/article/idUSTRE5500ES20090601