На главную страницу


Могирев С.

«Dear Chasey Lain
I wrote to explain
I'm your biggest fan…»

- песня «The Ballad Of Chasey Lain» американской группы Bloodhound Gang

 

Порнография всегда вызывала смешанные чувства у людей, особенно в США. Но, так или иначе, речь в данной статье пойдет не об этом. Абстрагируясь от морально-этических вопросов, поговорим об экономической составляющей данной индустрии, а также порнографии в призме повседневной жизни.

 

Объем рынка «продукции для взрослых» в США по разным оценкам составляет от 2 до 13 миллиардов долларов в год. Такой разброс получается из-за того, что разные источники по-разному трактуют само понятие «порно», а так же из-за сложности подсчетов. В 2001 году весьма авторитетный журнал «Форбс» провел исследование, согласно которому продажа фильмов приносит от 500 миллионов до 1,8 миллиарда долларов, по 1 миллиарду приходится на долю интернет-клубнички и журналов, 128 миллионов на платные показы по телевиденью, 30 миллионов на мобильный сегмент. Причем тенденции развития этого специфического рынка таковы, что центр тяжести постоянно смещается в сторону сети и платных каналов. В 2003 году журналисты из CBS выяснили, что 50 % постояльцев крупных гостиничных сетей заказывают порно фильмы, что позволяет им конкурировать в статье доходов с такими традиционными пунктами как мини-бар.

Непрерывный прежде рост сектора с его зарождения в 70-х годах XX века, прекратился в 2008 году, с началом общемирового кризиса. Клиенты стали отдавать предпочтение бесплатной порно продукции, что сильно ударило по компаниям отрасли. Рыночная стоимость Private Media Group, «иконы» мировой индустрии порно, акции которой размещены на бирже NASDAQ, упала почти в шесть раз по сравнению с пиковыми значениями начала двухтысячных. Отчаянное положение заставило основателя журнала «Hustler» Ларри Флинта и главу продюсерской компании, выпускающей телепрограмму «Girls Gone Wild», Джо Фрэнсис, обратиться за помощью в Белый дом. «Американцы могут обойтись без машин и прочего подобного, но не могут обойтись без секса», - подчеркнул в своем специальном заявлении Флинт. Размер помощи порномагнаты оценили в 5 миллиардов долларов.

Сейчас вместе со всей американской экономикой порноиндустрия постепенно приходит в себя. В самом ее сердце долине Сан-Фернандо, штат Калифорния продолжают трудиться тысячи актеров, операторов, режиссеров. Сан-Фернандо иногда в шутку называют «Силиконовой» долиной [не путать с кремниевой долиной, которую в России ошибочно называют силиконовой] или просто Порно долиной. На ее долю приходится до 90 % снятых в США порно фильмов. Там располагается крупнейшая в мире студия, на которой снимают кино для взрослых – «Vivid Entertainment», производящая до 60 фильмов в год.

 

 

История порно бизнеса в США насчитывает несколько десятилетий. Предпосылки к его формированию создались после сексуальной революции 60-х. Еще в 1953 году появился знаменитый «Playboy» - детище Хью Хефнера. Однако лишь с приходом конкурента в лице Ларри Флинта, который стал издавать «Hustler», порноиндустрия стала приобретать современные очертания. Они начинали с очень похожих ходов – Хефнер опубликовал  откровенные фотографии Мэрилин Монро, а Флинт, в свою очередь, Жаклин Кеннеди, но журналы заняли различные ниши – «Playboy» позиционировался скорее как эротический, в то время как «Hustler» стал классикой порно издания. Начало 70-х годов также знаменательно появлением первых порнофильмов, в последствии ставшими культовыми: «Глубокая глотка» Джерарда Дамиано и «Мальчики в песке» Вейкфилда Пула. Успех этих двух фильмов вдохновил остальных. Наступил «Золотой век порно» в США. Фильмы для взрослых показывали в кино, что позволяло создавать новые фильмы с бо́льшим бюджетом. Вышли ленты «За зеленой дверью» (1972), «Дьявол в мисс Джонс» (1973), «Алиса в стране чудес» (1976). Тогда впервые заговорили о таком понятии как порно-звезда. Появление видеомагнитофонов произвело переворот в структуре и объеме продаж порно. Выручка компаний отрасли заметно выросла. Появлялись новые жанры, то, что еще недавно было в диковинку, становилось «мэйнстримом». Так, например, на середину 90-х пришелся пик популярности гонзо-порнографии. По аналогии с гонзо-журналистикой, акцент делался на реалистичности, часто съемках от первого лица, и каких то необычных моментах. С приходом интернета, кассеты VHS и DVD диски начали отходить на второй план, а порнография снова шагнула вперед. В современном американском обществе порно-звезды по популярности могут заткнуть за пояс многих. Звёзд жанра XXX считают не зазорным приглашать, хоть и на роли второго плана, но в большое голливудское и европейское кино. Может быть, поэтому некоторые американские «селебрити» уподобляются им [взять хотя бы «1 Night in Paris»1].

Среди современных американских порно актрис можно выделить Сашу Грей, Дженну Джеймсон, Чейси Лэйн, Теру Патрик, а среди актеров – Эвана Стоуна и конечно Рона Джереми. Многие из них удостоились премии «AVN Awards», американского журнала для взрослых AVN (Adult Video News), которую ежегодно вручают  в Лас-Вегасе. Эта награда своего рода «порно-оскар», знак признательности и уважения коллег по ремеслу.

 

 

 

[1]«1 Night in Paris» - порнографический фильм с участием Пэрис Хилтон и её приятеля Рика Саломона.

 

 

Источники:

  1. Кризис и просьба о помощи правительства: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_7818000/7818324.stm
  2. Гонзо-порнография: http://www.alex-pavlenko.com/gonzo.html
  3. Порноиндустрия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Порноиндустрия
  4. http://en.wikipedia.org/wiki/Pornographic_films
  5. http://en.wikipedia.org/wiki/Pornographic_actress
  6. http://en.wikipedia.org/wiki/Pornography_in_the_United_States