Могирев С.
Можно долго дискутировать по поводу происхождения различных вещей в нашей жизни, но кинотеатры под открытым небом (англ. Drive-in theater) - изобретение чисто американское. Где еще такой популярностью пользуется кино и машины?
Отцом «драйв-ин кинотеатра» считается химический магнат из Нью-Джерси Ричард Холлингстед. В 1932 году он прибил к деревьям на своем заднем дворе экран, а на капоте автомобиля поместил проектор. Затем он стал экспериментировать со звуком и возможностью обзора. По итогам этих экспериментов ему удалось запатентовать свое ноу-хау (Однако в 1950 году патент был признан недействительным). 6 июня 1933 года первый кинотеатр под открытым небом начал работу. Холлингстед предложил посетителям 500 машино-мест и экран 15 на 12 метров. Проблемы были только со звуком – размещенные на специальной башне колонки создавали задержку звука и слабую слышимость для задних рядов. Тем не менее, идею Холлингстеда быстро подхватили в других штатах. Позже качественное звучание получили благодаря радиотрансляции звуковой дорожки на специальной частоте.
Такого рода кинотеатры стали массовым явлением в 1950-е и 60-е годы. Тогда в США их насчитывалось около 4000. Семьи могли, не покидая машины, смотреть кино, в результате можно было брать с собой даже самых маленьких, не создавая себе лишних трудностей. Молодежь использовала кинотеатры как места для свиданий. Вечернее время показа и более приватная обстановка личного автомобиля способствовало созданию аморального образа кинотеатров под открытым небом. Нередко зрителей «контрабандой» провозили в багажнике, а когда сеанс начинался, пересаживали. Это повлекло за собой взимание платы не за количество пассажиров, а сразу за машино-место. Для привлечения зрителей кинотеатры раздавали портативные газовые обогреватели в зимнее время, а некоторые даже были оснащены системой кондиционирования воздуха (посредством подземных труб). Также устраивались скидки для будних дней, уличные зверинцы, воскресные церковные службы. Таким образом, это были уже не просто кинотеатры, а центры общественной жизни. А если учитывать тот факт, что большинство таких кинотеатров располагалось в сельской местности, можно с уверенностью сказать, что они делали искусство доступнее.
Но всему приходит конец, в 1970-е годы наблюдался рост цен, как на бензин, так и на землю, что сказалось на рентабельности многих кинотеатров под открытым небом. В их репертуаре появилось эксплуатационное кино1 и даже порнофильмы. В определенном смысле это стало проблемой. Эра массовых «драйв-ин кинотеатров» завершилась победным шествием VHS проигрывателей по территории США. Символично, что один из кинотеатров в Пенсильвании был разрушен торнадо в 1985 году. Популярная шутка того времени говорила, что после владельцы повесили афишу «Унесенных ветром».
Сейчас кино под открытым небом переживает второе рождение. Современные технологии позволяют энтузиастам открывать «самодельные кинотеатры» у себя во дворах и на улицах. Мода на старину способствует открытию новых площадок и реанимации кинотеатров 50-х годов. Ностальгически настроенные американцы активно покупают билеты на сеансы. Все хорошо, что хорошо кончается.
[1] Эксплуатационное кино — жанровые фильмы категории «Б», эксплуатирующие какую-либо популярную тему в целях быстрого заработка. В 50-х это были фильмы о гигантских монстрах; в 60-х — фильмы-предостережения, «пеплумы», готические ужасы, фильмы про хиппи и байкеров; в 70-х — фильмы про каннибалов, про приключения в джунглях, WIP-фильмы, многочисленные гонконгские фильмы про боевые искусства; в 80-х — итальянские сплэттеры, слэшеры, дешёвые военные боевики.
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Drive-in_theater
http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1223368,00.html