На главную страницу


Полозова Е.

 

All our dreams can come true, if we have the courage to pursue them.
Уолт Дисней.

 

 

Дисней – как много самого настоящего волшебства заключено в этом слове! Наверное, все дети сейчас растут на нём. Кто не знает их Микки Мауса, Симбу, Алладина, Золушку, Ариэль? Кто в последние годы не ходил на «Пиратов Карибского моря» или «Сокровища нации»? Сегодня даже не верится, что Дисней когда-то был по-настоящему крошечной компанией. А ведь в двадцатые годы, когда всемирно известный Уолт Дисней только переехал в Калифорнию, это было именно так.

Официальной датой создания студии Дисней считается 16 октября 1923 года. В этот день кинопрокатчик М. Дж. Уинклер, впечатленный представленным ему «пробником», заключил с Уолтом Диснеем договор на создание комедийного мультсериала по мотивам книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Компания была основана в Калифорнии и изначально называлась «Мультипликационной студией братьев Дисней» (Disney Brothers Cartoon Studio), однако вскоре по предложению брата Уолта, Роя, она получила имя «Студии Уолта Диснея» (Walt Disney Studio).

 

 

Штаб-квартира студии Дисней, Калифорния 

 

Следующей важной вехой в истории компании стало 18 ноября 1928 года: в этот день был показан первый мультфильм с самым знаменитым, пожалуй, героем Уолта – Микки Маусом.

Параллельно созданию маленьких шедевров про Микки студия занималась еще одним проектом – серией короткометражных мультфильмов «Забавные симфонии» (Silly Symphonies). Множество разных героев и формат самих мультфильмов позволяли сотрудникам студии менять сюжеты, музыку, прописывать характеры персонажей… одним словом, это была своего рода экспериментальная площадка, из которой вышли те художники, что в 1934-1937 годах рисовали первый полнометражный мультфильм студии – «Белоснежку и семь гномов» (Snow White and the Seven Dwarfs). «Белоснежка» снискала огромные симпатии зрителей и принесла своим создателям небывалый доход – перекрыть сборы картины сумели только «Унесенные ветром».

В 1940 году в прокат были выпущены еще два полнометражных мультфильма – «Пиноккио» (Pinocchio) и «Фантазия» (Fantasia). С технической точки зрения они были исполнены работниками студии просто идеально и по сути представляли собой маленькие шедевры. Однако началась Вторая Мировая Война, Дисней потерял большинство своих европейских рынков, и в итоге оказалось, что расходы на эти две ленты оказались слишком высоки. Поэтому следующая картина, «Дамбо» (Dumbo), получила очень ограниченный бюджет, а знаменитая «Бэмби» (Bambi), увидевшая свет в 1942 году, оказалась для студии настолько дорогой, что той пришлось урезать свои расходы. На этом и закончилась первая «волна» полнометражных фильмов: заново их производством Дисней займется почти через десять лет.

Пятидесятые по праву считаются золотым веком студии. Возвращением к лучшим традициям диснеевской мультипликации стала любимая, наверное, всеми «Золушка» (Cinderella). Студия начала производство игровых фильмов: первым стал «Остров Сокровищ» (The Shaggy Dog) в 1950-м, за ним последовали «20 000 лье под водой» (20,000 Leagues Under the Sea) и «Лохматый пес» (The Shaggy Dog).

Эти  же годы были отмечены рядом телевизионных проектов: популярным сериалом о Зорро, первыми рождественскими шоу Уолта Диснея, «Клубом Микки Мауса» (The Mickey Mouse Club). В 1954 году состоялась громкая премьера: студия выпустила на телеэкраны антологию своих работ. Шоу множество раз меняло свое название, однако продержалось в эфире около 29 лет. Это рекорд для передач подобного формата, да еще и показываемых в прайм-тайм.

Популярность картин студии убеждала Уолта, что на достигнутом останавливаться не только не стоит, но и, более того, это смерти подобно. Как отцу двух дочерей, ему в голову пришла идея, что хорошо бы создать такой парк развлечений, где не только дети, но и их родители смогут провести время весело. Так родилась идея Диснейленда. Первый такой парк, так называемый «настоящий Диснейленд», был открыт в Калифорнии 17 июля 1955 года.

 

Уолт Дисней на открытии первого Диснейленда, 17 июля 1955 г.

 

1964 год ознаменован очередной широко известной лентой студии: на экраны вышел игровой фильм «Мэри Поппинс». Это была последняя картина, продюсером которой был сам Уолт Дисней, поскольку спустя два года, 15 декабря 1966 года, он умирает. В кресло главы студии садится его брат Рой – и его карьера на этом месте тоже складывается вполне успешно.

Уже под его началом производятся два полнометражных мультфильма, доказавших всем превосходство Диснея в области анимации: «Книга джунглей» (The Jungle Book) и «Коты-аристократы» (The AristoCats). Неанимационный «Фольксваген-жук» (The Love Bug), появившийся в прокате в 1969 году, стал самым кассовым фильмом года. Чуть позже Дисней начинает заниматься выпуском образовательных фильмов и телесериалов.

Рой умер в декабре 1971 года, и вместе с его смертью Дисней по сути остался «без головы» и переживал упадок. Работники, в том числе и новый глава Рой Дисней-младший, пытались ориентироваться на взгляды почивших братьев, делали то, что, как им казалось, должно было понравиться Диснеям. К середине семидесятых питалась в основном доходами от парков развлечений. А тут пришли 1980-е,  период, когда в Соединенных Штатах сокращалась аудитория семейных фильмов, и киноиндустрия разворачивалась на удовлетворение в первую очередь спроса тинэйджеров и взрослых. А ведь именно семейные фильмы кормили студию многие годы. Вдобавок ко всем бедам, и Рой Дисней-младший подает в отставку. Казалось бы, тут-то студии должен был прийти печальный конец…

Положение спасли техасские братья-миллиардеры Бассы: они выкупили 25% акций, чего было более чем достаточно, чтобы контролировать компанию, и посадили во главе своих менеджеров – «Команду Дисней» (Team Disney). В нее вошли Майкл Эйснер (Michael Eisner) и Джеффри Катзенбург (Jeffrey Katzenburg) из Paramount и бывший вице-председатель Warner Brother’s Франк Уэллс (Frank Wells). Так в 1984 году началась так называемя «эра Эйснера».

Для того, чтобы привлечь новую аудиторию взамен потерянной на семейных фильмах, была создана Touchstone Pictures, первая дочерняя компания студии; она в 1984 году выпускает и свою первую ленту под названием «Всплеск» (Splash).

В 1983 году был запущен платный канал The Disney Channel. Коммерческий успех кабельного ТВ был налицо, однако сосредотачиваться исключительно на нем было нельзя: Диснею еще предстояло развернуться во всю свою мощь  и на вещательном телевидении. 1985 и 1986 год как раз были отмечены стартом таких двух замечательных проектов студии, как программа Touchstone Pictures «Золотые девчонки» (Golden Girls) и воскресная вечерняя передача «Фильмы Disney по воскресеньям» (Disney Sunday Movie). Позже была переименована в «Волшебный мир Диснея» (The Magical World of Disney) и под похожим названием дошла и до нашего Первого канала несколько лет назад, пусть демонстрировались фильмы студии не по вечерам, а в три часа дня, и наполнение было более «современным».

Также в 80-х годах на видеокассетах были выпущены лучшие анимационные ленты Диснея. Стоит ли говорить, что они очень быстро стали хитами продаж?

Еще одно достижение восьмидесятых – выход Диснея в лидеры по кассовым сборам среди всех остальных голливудских студий. Произошло это благодаря фильмам 1988 и 1989 годов: «Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit), «Доброе утро, Вьетнам» (Good Morning, Vietnam), «Трое мужчин и младенец» (Three Men and a Baby), «Дорогая, я уменьшил детей» (Honey, I Shrunk the Kids), «Дик Трейси» (Dick Tracy), «Красотка» (Pretty Woman) и «Действуй, сестра» (Sister Act).

Конец восьмидесятых и девяностые годы были отмечены новым всплеском производства полнометражных мультфильмов. Весь мир восторгался «Русалочкой» (The Little Mermaid) в 1989 году и «Красавицей и Чудовищем» (Beauty and the Beast) в 1991-м. Задел, созданный этими двумя картинами, обеспечил головокружительный успех «Аладдину» (Aladdin) 1992 года. Благодаря саундтрекам к игровым и анимационным лентам Диснея серьезно увеличились доходы студии звукозаписи Hollywood Records. А новые телешоу, например, «Динозавры» (Dinosaurs), существенно расширили и телевизионную аудиторию.

Пиком, кульминацией «диснеевских» девяностых стал выход в 1994 году на экраны, наверное, самого знаменитого полнометражного мультфильма студии – «Короля Льва» (The Lion King). Став одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа вообще, «Король Лев» окончательно закрепил Дисней на первой позиции в списке производителей анимационных картин.

 

Американский постер мультфильма "Король Лев", 1994

 

Вслед за этим гигантом студии последовали и другие известные каждому прекрасные мультфильмы: «Покахонтас» (Pocahontas), «Горбун из Нотр-Дама» (Hunchback of Notre Dame), Мулан (Mulan).

Очередная важная «дата» для Диснея – 1995 год: выход первого мультфильма, полностью созданного на компьютере. Это, разумеется, была самая первая «История игрушек» (Toy Story). С экранов телевизора зрительские симпатии к студии притягивали детские мульсериалы: «Аладдин» (Aladdin) и «Горгульи» (Gargoyles) не сходили с верхних позиций рейтингов популярности. «Команда Дисней» по праву назвала девяностые «Декадой Диснея».

Начало третьего тысячелетия студия встретила во всеоружии. Разумеется, и это десятилетие не обошлось без впечатляющих проектов. Уже в 2003 году две диснеевские ленты собрали в мировом прокате больше 3 миллиардов долларов: это были «Пираты Карибского моря: Проклятье чёрной жемчужины» (Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl) и «В поисках Немо» (Finding Nemo), созданный вместе со студией Pixar. В октябре того же года был открыт аттракцион «Миссия: Космос» (Mission: Space), а уже в ноябре компания торжественно отмечала 75-летие Микки Мауса.

В 2004 году «эра Эйснера» закончилась, и руководитель студии в очередной раз сменился. На деятельности студии это, впрочем, серьезно не сказалось: уже на 2006 год пришелся выход сенсационного телефильма Диснея «Классный мюзикл» (High School Musical).

В мае того же 2006-го к Диснею окончательно присоединилась Pixar Animation Studios, и в рабочую команду студии влились такие знаменательные люди, как Эд Кетмулл (Еd Catmull) и Джон Лассетер (John Lasseter). Множество призов собрал очередной «компьютерный» мультфильм – «Тачки» (Cars). «Рататуй» (Ratatouille), увидевший свет уже в 2007-м, стал своеобразным «Королем Львом» 2000-х годов, завоевав симпатии зрителей всех возрастов.

Экранизация семитомника К. Льюиса «Хроники Нарнии», две части «Сокровищ Нации», фильм с долей самоиронии «Зачарованная», сериал «Отчаянные домохозяйки» (Desperate Housewifes) – их же проекты второй половины 2000-х годов.

В Россию Дисней официально пришел в апреле 2006 года. Местный офис компании называется «Уолт Дисней Компани СНГ», и он занимается активным продвижением фильмов и других проектов студии на постсоветском пространстве. Например, года три-четыре назад на Первом канале стартовал уже упоминавшийся проект «Волшебный мир Диснея», аналогичный одноименному американскому. Около года назад – а, возможно, b меньше – в Россию наконец-то пришел кабельный Disney Channel.

Прямо сейчас в российских кинотеатрах идут два проекта студии.

 

 

Американские постеры мультфильма "Рапунцель: Запутанная история" и игрового фильма "Хроники Нарнии: Покоритель Зари", 2010

 

Три недели назад в свет вышла юбилейная пятидесятая анимационная лента Диснея: «Рапунцель: запутанная история» (Tangled). Если кто-то еще её не видел – крайне советую: по-моему, в «Рапунцель» удивительно гармонично сочетаются самые новые технологии и лучшие традиции диснеевской мультипликации.

А всего неделю назад в российском прокате стартовал еще один фильм студии, правда, на этот раз игровой: «Хроники Нарнии: Покоритель Зари» (The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader). Спешите видеть!

 

 

Источники:

  1. История The Walt Disney Company // http://www.disney.ru/about/history.jsp
  2. The Walt Disney Company // http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Walt_Disney_Company
  3. The Walt Disney Studios History // http://studioservices.go.com/disneystudios/history.html
  4. A History of Disney // http://www.randomhistory.com/2008/09/23_disney.html