На главную страницу


Несслер О.

Как транспортное средство, каноэ, байдары и каяки были распространены у многих народов севера – эскимосов, алеутов и, конечно, у североамериканских индейцев. Эти лодки использовались для торговли, охоты и рыбалки, войны и просто для передвижения по рекам, озерам и даже морям. В основном, конструкция лодок разных народов схожа – это прочный каркас, обтянутый оболочкой из коры или кожи. Исключение составляют индейские пироги, сделанные из цельного дерева методом долбления острыми камнями и выжигания огнем. Каяк и каноэ не различаются по конструкции. Название «каяк» имеют лодки, в который гребец сидит лицом вперед и управляет лодкой при помощи двухлопастного весла. Название «каноэ» имеют точно такие же лодки, но гребец стоит на колене и управляет лодкой при помощи однолопастного весла. Каркасные лодки относительно просты в изготовлении и потому они стали одним из первых видов водного транспорта, не считая плота.

 

Материалом для изготовления каноэ американским индейцам служили ветви и кора деревьев (преимущественно кедров, елей и берез) и смола, слоем которой покрывалась вся оболочка. Размер каноэ различался в зависимости от предназначения, например, каноэ для охоты было около 2-х метров в длину и могло вместить в себя 2-х человек. Плюс этой лодки был в легкости (по сравнению с пирогами) и высокой грузоподъемности. Со временем индейцы научились делать многоместные каноэ, используемые в море для охоты на тюленей и китов. Такие каноэ были около двадцати метров в длину и могли перевозить до шестидесяти человек.

Прибывавшие на американский континент европейские исследователи отмечали, что каноэ играли важную роль в рыболовном промысле местных жителей, а также в коммуникации между поселениями. Считается, что первыми сведениями об американских каноэ Европа обязана французскому путешественнику Жаку Картье, который видел эти лодки во время экспедиции. Согласно его описанию, эти лодки были около 7-ми метров в длину и могли перевозить до 500 кг грузов или до 10 человек.

Считается также, что каноэ сыграло роль при открытии Амазонки. В 1541 году испанцы под руководством Писарро двигались вдоль реки Напо (приток верхней Амазонки), однако отряд не имел достаточного количества судов, а двигаться дальше по берегу было невозможно из-за непроходимого леса и заболоченности. Тогда было решено построить небольшое судно и несколько каноэ, которые и были сооружены индейцами, сопровождавшими отряд. После чего, в декабре 1541 года, Франсиско де Орельяна с солдатами и индейцами отправился на разведку местности, итогом которой стало открытие Амазонки.

С освоением земель европейскими поселенцами, распространение каноэ пошло на убыль прямо пропорционально сокращению числу индейцев. Европейские переселенцы привозили с собой и налаживали местное производство привычных лодок разных конструкций, что окончательно ликвидировало потребность использовать каноэ в качестве водного транспорта.

Однако история этих лодок на этом не закончилась. В 1865 году шотландский юрист Джон Мак-Грегор создал лодку по подобию каноэ, которую назвал «Роб-Рой». В 1866 году Мак-Грегор основал первый в мире клуб по гребле – Английский королевский клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. В музее клуба сохранилась одна из лодок основателя. В XIX в. эта лодка стала прототипом для большинства создаваемых в Англии и Америки и называемых «Роб-Рой каноэ».

В 1871 году в Нью-Йорке был основан Каноэ-клуб, который первоначально стал использовать привозимые из Англии «Роб-Рои». Однако спустя время клуб начал специализироваться на усовершенствованных типах канадских каноэ и гребле веслом с одной лопастью.

 

Появление качественных и быстрых лодок способствовало организации и проведению соревнований по гребле, так первые состязания в Америке прошли в 1811 году. Самыми первыми наградами за победу в соревнованиях по гребле считаются «Кубок вызова» Английского королевского клуба и приз Нью-Йоркского каноэ-клуба.

Данный вид спорта развился настолько, что в 1880 году появилась Американская ассоциация каноэ, а в 1881 ассоциация начала издавать собственный журнал – «Американский канонист».

В 1924 году гребля была включена в программу Олимпийских игр в Париже.

 

Первая и Вторая Мировые войны приостановили развитие гребного спорта. Но спустя несколько лет после окончания Второй Мировой войны интерес к этому спорту возобновился с новой силой. Гребля вновь стала частью Олимпийских игр в 1948 г. Появилось несколько новых направлений гребли в каноэ, среди них водный слалом (наиболее распространенный) и каноэ-поло. Выработаны новые методы оценки спортсменов на соревнованиях – по времени и качеству прохождения препятствий, по длине трассы, а также по количеству участников в команде. В настоящее время, отдельным направлением каноэ считается «canoe/kayak-jumping» - прыжки в каноэ или каяках с трамплинов и водопадов.

 

 

 

 

 

Однако, несмотря на развитие спорта, появление новых видов лодок, снаряжения и трасс, в Америке не забывают «предков» современного каноэ – индейских лодок, верой и правдой служивших коренному народу Америки. Так в Канаде и в штате Висконсин существуют крупные музеи, посвященные каноэ, в которых посетителям не только демонстрируются различные образцы лодок, но и объясняется технология изготовления. Стоит упомянуть и национальные парки и зоны отдыха, где распространено катание на индейских каноэ.

 

Источники:

  1. Международная федерация каноэ //http://www.canoeicf.com/icf/AboutICF/History.html
  2. История каноэ // http://www.canoe.ca/AllAboutCanoes/home.html
  3. История каноэ и каякинга //http://www.hickoksports.com/history/canokayk.shtml#hist1
  4. Музей каноэ (шт.Висконсин) //http://www.wisconsincanoeheritagemuseum.com/index.html
  5. Канадский музей каноэ //http://www.canoemuseum.ca/
  6. Байдарки и каноэ. История создания // http://www.alimit.ru/?class=article&element_id=4&sport_id=28&id=33
  7. Американская ассоциация каноэ // http://www.americancanoe.org/site/c.lvIZIkNZJuE/b.4085469/k.BF93/Home.htm