На главную страницу


Алхименков М.

Американская политическая традиция (отражающая цивилизационные и общественные основы американского общества, и, в свою очередь, сама также формирующая их) имеет ряд важнейших идейных черт.

1) Религиозные корни. Американская политическая традиция начала зарождаться в первых религиозных колониях. И если коллективные начала, заложенные в них, постепенно теснились под напором индивидуалистических принципов, то стремление апеллировать к духовным принципам, ставить во главу угла религиозные моральные нормы и просто упоминать имя Творца в своих речах стало присуще американским общественным и политическим деятелям на все времена. Кроме того, важно помнить, что США исторически – христианская протестантская страна. Христианство объединяло Америку с европейскими народами. Ценности же собственно протестантизма – трудолюбие, деловая смекалка, вера в предопределение судьбы – стали основой американской цивилизационной идентичности, а также заложили основу для американского мессианизма, веры в исключительность Америки, ее особую роль в мире. Воззвание к Богу, к высшим ценностям, разделяемым Америкой – важная черта идейного мышления, характерная  в равной степени для либеральных аболиционистов и ультра-консервативных сторонников принципа «Библии и револьвера».

2) Экспансионизм. Постоянно расширяя свою территорию, США впитывали идею распространения своих ценностей, образа жизни, формы правления, цивилизации. Стремление к активной внешней политике, взаимодействию с другими странами, открытию новых рынков – все это придало американской политической традиции ярко выраженный «экстравертный» характер. Она изначально настроена на создание идей, которые можно распространить на весь мир. Яркий пример – идея демократии, столь активно пропагандируемая американцами. Кроме того, экспансия сформировала и среду фронтира – среду, в которой люди, находящиеся на переднем краю экспансии, должны полагаться на самих себя. Отсюда во многом проистекает и американские демократические индивидуалистические традиции. Вера в «новые горизонты» и новые возможности, позитивный характер мышления стали характерны для идей об экономической и политической экспансии США. Особенно ярко это проявилось в империалистические годы конца XIX – начала XX веков.

3) Эгалитарность, демократизм. Для американской политической традиции характерно стремление отказаться от аристократической «мишуры», упростить все – от этикета и имен политических деятелей (к примеру, Джимми Картер вместо Джеймс Картер) до пропаганды идеи демократии (избрания власти широкими слоями населения) и принципа равных возможностей для всех членов общества. Отказ от строгой иерархии, характерной для феодальной Европы, стремление всегда апеллировать к народу (заложенное еще Т. Джефферсоном) – эти и другие черты, безусловно, не носят абсолютный характер, тем более что для значительной части американской элиты присущи наоборот аристократизм, кастовость и закрытость. Однако общее стремление свеcти на нет «вертикальные» различия – черта, важность которой сложно преуменьшить. Без нее в принципе невозможна политическая риторика в США. Демократичная идея равных возможностей – важнейшая основа «американской мечты», мечты об обществе, где у всех будет Шанс. 

4) Либерально-консервативное противоборство. Извечная американская идейная дихотомия, нашедшая мощное отражение в борьбе двух крупнейших партий. При этом, несмотря на то, что консерваторов традиционно соотносят с республиканцами,  а либералов с демократами, важно отметить, что эти течения зачастую менялись местами в политическом спектре. Так, до Гражданской войны скорее именно демократы были консерваторами (особенно на Юге), а концу XIX века консервативная точка зрения закрепилась за республиканцами. При этом в нашем понимании политических идеологий, американский консерватизм несет традиционные либеральные черты (скажем, защиту принципа свободного предпринимательства), а либерализм – социалистические (государственное регулирование экономики). Однако в основе либерально-консервативного противостояния спор о роли и месте Америки в мире. Различные консервативные идеологии, будь то отстаивающие необходимость изоляционизма (палеоконсерватизм Пэта Бьюкенена) или, напротив, доминирования США в мире (неоконсерватизм Буша-младшего, ультраконсерватизм Барри Голдуотера), призывают к зачастую односторонней защите американских интересов и ценностей. Либеральные же идеи (от идеалистического интернационализма В.Вильсона до публичной дипломатии Б.Обамы) всегда стремятся показать интернациональную миссию США, их стремление к многосторонним действиям. Другое «яблоко раздора» между консерваторами и либералами – вопрос о ценностях. Здесь сталкиваются консервативная приверженность традиционным, зачастую фундаментально-религиозным ценностям и требования расширения прав и свобод, в т.ч. касающихся институтов семьи, брака, этических вопросов и т.д. Роль Америки и ценности – не единственные арены противоборства двух идей, поэтому можно говорить о том, что эта борьба – основа  американской политической традиции.

5) «Бинарность» восприятия внешнего мира. США всегда или почти всегда делят мир на «хороших и плохих парней». На тех, кто за свободу и с Америкой и тех, кто против нее и против самой «цитадели свободы» – США. Унаследованное от религии манихейское деление мира на Добро и Зло, без полутонов и компромиссов, безусловно, сдерживается политической реальностью, но, тем не менее, находит живой отклик в идеологии США, в стремлении как бы разделить мира на союзников  и врагов. Это приводит к противопоставлению Соединенных Штатов их идеологическим оппонентам (США против СССР и коммунизма, США против "Аль-Каиды" и исламского фундаментализма). Это же бинарное сознание привносит в политические концепции идею «крестового похода» (к примеру, крестовый поход против «Империи Зла», выдвинутый Р.Рейганом). Бинарность и вытекающий из нее образ «иного» – выполняют мобилизационную  функцию американской политической мысли. С этим же тесно связан своеобразный «америкоцентризм», когда США воспринимают себя как воплощенное Добро, пример для подражания другим народам (Новый национализм Т. Рузвельта).

6) Рационализм. Унаследованное еще от идей Просвещения стремление подойти к миру на разумной основе придает американской идейно-политической мысли неповторимо прагматический характер. Подавляющее большинство концепций и идей носит практический оттенок. Это одинаково характерно, скажем, для реформистских проектов рубежа XIX-XX веков с их планами социального переустройства и для доктрины Буша, в которой во главе угла отнюдь не только демократия, но и идея свободного рынка. Несомненно, встречаются и исключения, наподобие идеалистических воззрений трансценденталистов, но они не меняют общую нацеленность на практический а не философский подход к действительности. Стремление переложить все на рациональную,  а иногда и откровенно экономическую основу – характерная черта американского идейного мышления, выраженная президентом К. Кулиджем в его фразе «Дело Америки это бизнес».

Безусловно, есть и другие важные черты американской политической традиции, но эти являются ключевыми. Тесно связанные между собой, они касаются как духовных, так и материальных вопросов, отражают концептуальное восприятие как себя, так и окружающего мира, находят отклик у всех идейных сил.