На главную страницу


Литвинова Н.

 

Просторный, светлый дом с вечнозеленым газоном перед ним, деревья, чистый, по сравнению с городским, воздух, никакой суеты мегаполиса, никакого криминала, дети растут вдали от грязи и пороков большого города… - идиллическая сюжетная линия множества американских фильмов. Счастливая и достойная семейная жизнь в собственном доме – один из центральных лейтмотивов общего комплекса представлений об американской мечте. Желание уберечь свое счастье от негативных внешних факторов современного мира и привело средний класс к жизни в пригородах.

Пригорода, в распространенном сейчас смысле этого слова, не существовало вплоть до рубежа 19-20 веков. Создававшиеся до этого неподалеку от города поселения носили
 в основном производственно-сельскохозяйственный характер и не были массовым явлением. История появления и распространения пригородов неразрывно связана с развитием транспортной инфраструктуры. Изначально пригород рассматривался американцами как место жительства бедняков, окраина города, потому что престижными районами считались центральные, где цены на недвижимость были запредельными. Такой порядок изменился во второй половине 19 века, когда города стали заполняться иммигрантами в поисках работы, а развитие железнодорожного транспорта позволило обеспеченным гражданам жить за городской чертой. Одними из самых ранних и знаменитых пригородов были Ллевеллин-Парк в Нью-Джерси и Риверсайд в Иллинойсе – «парковые» пригороды, созданные как альтернатива городской однообразной застройке.

Процессу индустриализации неизменно сопутствовал и рост городского населения. Негативной же стороной урбанизации было обострение социальных и расовых конфликтов в городах, рост преступности. В противовес этому пригороды были не густозаселенными  территориями, свободными от противоречий на расовой почве, так как иммигранты, бедняки и различные неблагонадежные элементы общества не могли себе позволить жить за городом вследствие высокой стоимости проезда в пригородных поездах. Таким образом, жизнь в пригородных зонах могла быть доступной только обеспеченным слоям населения.

Следующим этапом в росте пригородов стала автомобилизация в 20-30х годах 20 века. Широкое распространение автотранспорта позволило не зависеть от расстояний; каждый состоятельный человек мог спокойно работать в городе и жить при этом в пригороде.

            После окончания Второй Мировой войны наблюдался беспрецедентный рост населения в пригородах. Это было вызвано рядом причин, основными из которых являлись: бурное развитие экономики и промышленности, социальной сферы. Также демографический подъем требовал увеличения масштабов строительства.

Огромнейший вклад в рост пригородного населения внесло совершенствование кредитной системы. Этому явлению сопутствовало развитие рекламы. Активное воздействие на сознание масс в существующем обществе потребления принесло свои плоды. Реклама дарила веру в то, что каждый человек может прикоснуться к исполнению своей американской мечты прямо в данный момент, не копя на жилище в течение многих лет. И люди верили. В послевоенные десятилетия появились новые современные технологии строительства однотипных, сравнительно недорогих домов. Все это привело к тому, что количество граждан США, проживающих в пригородах, выросло с 35 до 84 млн. человек. Миллионы американцев поспешили осуществить мечту о собственном комфортном жилище.

То, что население пригородных зон состояло в поразительном большинстве из американских «белых воротничков» вплоть до конца 20 века, делало общество в пригороде однородным по взглядам и стремлениям. Подобная «типичность» жителей делала пригороды важной частью политического процесса (так, пригороды традиционно поддерживали на выборах Республиканскую Партию).

По мере развития пригородов характер жизни в них менялся. Приток населения спровоцировал перенос в пригороды сначала мелкого, а затем и крупного бизнеса. Также вокруг пригородов развивалась промышленность, строились предприятия. Выделились 4 основных типа пригородов. Первый – это классический пригород; целью жизни в нем была безопасность семьи, хорошие условия для воспитания детей, благоприятная экологическая обстановка. Впоследствии, кризис традиционных семейных устоев поспособствует «размыванию» этого типа. Второй – элитные районы для богатых американцев, где особенно ценилась экология и удаленность от любых производственных заводов (учитывалось все, вплоть до направления ветров – не будут ли они приносить вредные выбросы, смог и пр.). Третий – районы с домами рабочих, трудившихся на предприятиях,  которые и являлись градообразующим фактором. И наконец, четвертый тип – к нему можно отнести студенческие города, центром которых был собственно университет. Там жили студенты, преподаватели, специалисты различных областей, в общем, интеллектуальная элита.

 

 

С чем у каждого из нас ассоциируется американский пригород? В первую очень, конечно же, в голове всплывают кадры из жизни героев различных фильмов и сериалов; большие дома, много зелени, тихие улицы, сверкающие тысячами и миллионами огоньков фасады домов в Рождественские праздники. В настоящее время в пригороде сосредоточено даже большее количество жителей, чем в городах Соединенных Штатов. Все потому что жизнь в пригородах наиболее полно соответствует понятию американцев об идеальном существовании в непосредственной близости с природой, где полностью реализуются американские культурные традиции и образ жизни, складывавшийся на протяжении многих десятков лет.

По материалам: