Литвинова Н.
Искусство может пребывать где угодно: в мышином помете
или кисточке для бритья, в жире, войлоке или на пашне, в шоколаде
или в плесени, в опилках, в перспективе, открывающейся с самолета,
или на морском дне, в магнитофонной записи, почтовой открытке
или телефонном разговоре, на телеэкране или просто в голове.
Р. Раушенберг
Pop Art (сокращенное от Popular Art - популярное искусство) – это неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, характеризующее образ общества потребления и популярной культуры, возникшее в Великобритании и чуть позже в США примерно в середине 1950х гг.
До появления поп-арта в Америке был распространен абстрактный экспрессионизм. В середине 1950х существовало множество мелких течений в искусстве (Неодадаизм, Фанк-арт, Леттризм, Полиматериализм и т.д.), авторы которых стремились расширить свое поле деятельности, сделать более объемлющим и дающим свободу для творчества по сравнению с классическими течениями. Для этого они использовали в качестве объектов искусства повседневные узнаваемые предметы быта среднего класса, символизирующих массовую культуру. Поп-арт был первым постмодернистским движением, отражавшим власть кино и телевидения, фотографий знаменитостей, рекламы и товарной упаковки на функционирование общества потребления. На картинах стали изображаться флаги, канистры пива, шины, бутылки Coca-Cola, знаменитости - Джеймс Дин, Элвис и т.д.
К началу 60-ых годов в США сформировалась группа из пяти художников, которые составили ядро движения поп-арта - Энди Уорхол, Класс Олденбург, Том Вессельман, Джеймс Розенквист и Рой Лихтенштейн. В то время поп-арт набирает силу, распространяется благодаря организациям выставок в крупных мегаполисах США. Тогда впервые появляются шелкографические полотна Энди Уорхола, впоследствии признанного королем американского поп-арта, с банками супа Campbell’s, Мэрилин Монро и Coca-Cola. Своего пика движение поп-арта достигло к середине 1960х гг. Рост антиправительственных, пацифистских настроений, движение хиппи, многочисленные акты протеста и бунтарский дух молодежи – такая обстановка как нельзя лучше способствовала распростанению абсолютно нового концептуального искусства. По сути, возникновение поп-арта можно сопоставить с системой взглядов нигилистов – все прежнее искусство было резко отвергнуто, но создателям нечего было предложить для создания новой духовной основы для творчества. «Поп-арт подобен сосуду, назначение которого — оставаться пустым», — говорил Рой Лихтенштейн.
Основная идея поп-арта состояла в том, чтобы создать форму искусства с мгновенным, важным лишь в данный промежуток времени, значением. Чтобы достигнуть их цели обозначения одного момента, художники поп-арта экспериментировали с новыми видами творчества, такими как акриловая живопись, коллаж на холсте; используемые при этом материалы, зачастую были крайне необычны для живописи и искусства в целом. Образы для творчества использовались незамысловатые, взятые из окружающих бытовых вещей; цвета подбирались яркие и контрастирующие друг с другом.
Поп-арт сделал музеи и галереи искусств более понятными и поэтому более привлекательными для простых людей, которые приходили на выставку «переработанных в искусство» вещей из своего повседневного обихода. Поп-арт, безусловно, ввиду своей незатейливости сделал искусство продуктом массового потребления. Но именно за свою безыдейность и зачастую рекламные цели поп-арт подвергался критике со стороны ценителей старых школ и элитарного искусства. Однажды академик Дмитрий Лихачев, демонстрируя картины Энди Уорхола, сказал: «ХХ век, возможно, войдет в историю культуры как столетие идиотствующего искусства».
По материалам: