Кривохиж С.
Уильям Дюбуа (Debois) родился в городе Грейт Бэррингтон в штате Массачусетс, 23 февраля 1868. Его отец Альфред Дюбуа покинул семью вскоре после рождения Уильяма, в 1884 году умерла мать и ему пришлось устроиться работать на местной мельнице.
С помощью директора школы Бэриингтона Фрэнка Хосмэра Уильям получил грант на обучение в университете Нэшвилла и, чтобы оплачивать занятия, Дюбуа давал частные уроки во время летних каникул. В этот период он впервые столкнулся с «законами Джима Кроу» (системой сегрегации чернокожих в южных штатах), и с тех пор стал активно выступать в защиту гражданских прав.
Закончив университет в 1885 Дюбуа еще два года проучился в Берлинском университете перед тем как возвратиться в США. Его очень заинтересовала история
афро-американцев, и он поступил в Гарвард для работы над диссертацией на тему «Запрет на торговлю черными рабами». В 1895 Дюбуа стал первым афро-американцем получившим степень доктора наук в Гарварде.
В 1897 Дюбуа начал преподавать экономику и историю в университете Атланты и в 1903 опубликовал свою знаменитую книгу «Души Черных». В ней он обвинил другого известного интеллектуального лидера чернокожих Букера Т. Вашингтона в отказе от активной политики по защите гражданских прав афро-американцев. Решение проблемы Дюбуа видел в создании т.н. Ниагарского Движения для проведения организованной политики. Оно было основано в 1905 г. С лидерами этого движения Дюбуа составил план активных действий и выдвинул следующие требования: избирательное право для чернокожих, равные экономические и образовательные возможности, прекращение дискриминации и полные гражданские права. На собраниях Ниагарского движения Дюбуа выступал с жаркими речами: «Мы не удовлетворимся получением малой доли или меньше чем нам принадлежит. Каждое право белого американца является и нашим тоже. До тех пор пока мы не получим всё, мы не перестанем протестовать и будоражить Америку, эта борьба не только для нас самих, но и для всех истинных американцев». Ниагарское движение не добилось больших успехов в изменении ситуации, и в 1909 Дюбуа присоединился к другой группе, борющейся за гражданские права афро-американцев и вместе они организовали Национальную Ассоциацию за права Негритянского населения (NAACP). Так же туда входили еще 18 человек, среди них: Освальд Гаррисон Виллард, Чарльз Эдвард Рассел, Мэри Уайт Овингтон, Уильям Инглиш Уоллинг, Джозефина Раффин, Джейн Адамс, Чарльз Дэрроу и другие.
В 1910 Дюбуа возобновил свои нападки на Букера Т. Вашингтона и его движение, и вместе с 22 другими выдающимися афро-американцами подписал заявление, где обвинил Вашингтона в зависимости от богатых слоев общества и полной бездеятельности. В заявлении говорилось: «Подписавшиеся ниже афро-американцы с сожалением наблюдали за последней попыткой Америки убедить Англию и Европу, что их условия проживания в США удовлетворительные. Они искренне желают, чтобы так и было, но сейчас их обязанность заявить, что если мистер Вашингтон или кто-либо другой заявляет что проблема негров в Америке на пути решения, он говорит неправду». Вообще, несмотря на то, что Дюбуа и Вашингтон вроде бы преследовали одну цель, Дюбуа, был твердо настроен бороться за права черных и непримирим. Он говорил: «Что делать негру с дискриминацией? Не подчиняться! Агитировать! Протестовать! Бороться!».
В ноябре 1910 НАПН начала издавать свой журнал «Кризис». Редактором стал сам Дюбуа, а помощь в издании первого номера оказали Освальд Гаррисон Виллард и Чарльз Эдвард Рассел. Журнал вскоре стал популярен среди черного населения и белых единомышленников, и к 1919 продавались 100,000 копий «Кризиса» в месяц.
В «Кризисе» Дюбуа выступал против самосуда, законов Джима Кроу и полового неравенства. В 1911 он писал своим читателем: «каждый аргумент в пользу избирательного права для черных, это и аргумент в пользу избирательного права для женщин». В 1912 он поддержал Юджина Деббса, кандидата в президенты от Социалистической партии. Особенно ему понравилось, как Деббс отказался выступать перед разделенной публикой на Юге. Дюбуа поддержал вступление США в первую мировую войну. Из-за этого он поссорился с редакторами других афро-американских изданий Чэндлером Оувеном, Филиппом Рэндольфом и Губертом Гаррисоном.
Хотя Дюбуа положительно относился к черному национализму, после Первой мировой войны он раскритиковал Маркуса Гарви и его Универсальную Ассоциацию по улучшению жизни негров (UNIA). Дюбуа обозвал лидера организации «идиотом и предателем». В отместку Гарви прозвал Уильяма «ниггером белых».
Дюбуа продолжал издавать «Кризис» до 1934, затем его назначили главой факультета социологии университета в Атланте. Он продолжал активно участвовать в НАПН и в 1945 был ее представителем на конференции в Сан-Франциско, на которой была организована ООН. В этом году он также председательствовал на панафриканском конгрессе в Манчестере. Дюбуа написал ряд книг по гражданским правам, такие как «Филадельфийский негр» (1899), «Джон Браун» (1909), «Негр» (1915), «Черная реконструкция в Америке» (1935) и «Цвет и демократия» (1945). В них он утверждал, что дискриминация - это несправедливо с точки зрения морали, опасно в политическом смысле, неэффективно в экономическом и глупо социально. Остановить ее - забота белых, для их же собственной безопасности. В 1930 г. бывший социалист Дюбуа начал развивать марксистскую интерпретацию расовых отношений.
В 1950 Дюбуа выдвигался в Сенат как представитель прогрессивной партии, но неудачно. В 1951 в разгар Маккартизма Дюбуа было предъявлено обвинение за службу в советской разведке, и хотя впоследствии обвинение было снято, госдепартамент не выдавал ему паспорт вплоть до 1958 года.
В 1961 он вступил в Коммунистическую партию и в возрасте 91 года переехал в Гану на постоянное жительство. Свой поступок он объяснил так: «Капитализм не может реформировать сам себя. Коммунизм – попытка дать всем людям то, что им необходимо и спросить с них, что они способны предложить – это единственный верный путь». Уильям Дюбуа умер в Гане 27 августа 1963. Его похоронили с почестями в Аккре.