На главную страницу


0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

После окончания в 1783 году войны за независимость, жители США наконец-то получили возможность вести морскую торговлю к востоку от мыса Доброй Надежды — южной оконечности Африки. В колониальный период обмен товарами с Восточной Азией находился под монопольным контролем британской Ост-Индской компании. 

Маршрут первого американского торгового корабля "Императрица Китая", отправившегося к китайским берегам в 1784 г.
 Маршрут первого американского торгового корабля "Императрица Китая", отправившегося к китайским берегам в 1784 г.

Первые же плавания показали, что новый торговый маршрут сулит огромные барыши. Хотя путь занимал долгие месяцы и был полон опасностей, доходность достигала 500 и более процентов от инвестированного капитала.

В 1797 г. настоящий фурор произвело возвращение в Сэйлемский порт капитана Джонатана Карнса (Jonathan Carnes) с трюмами, набитыми грузом суматранского черного перца. Карнсу удалось скупить весь урожай в одной из деревень на западном побережье острова Суматра и продать его в США с выгодой в 700%!

С этого времени западное побережье Суматры стало одним и излюбленных направлений американской морской торговли, а порт Сэйлем в штате Массачусетс превратился в настоящую "перечную столицу Северной Америки". 

Сейлемский порт в 1770 году
 Сейлемский порт в 1770 году
 
 
Современная карта Индонезии. На западном побережье острова Суматра обозначено место, где когда-то собирали самые богатые урожаи перца
 Современная карта Индонезии. На западном побережье острова Суматра обозначено место, где когда-то собирали самые богатые урожаи перца

Удивительно, что несмотря на весьма скверную репутацию окрестностей Суматры из-за часто случавшихся здесь нападений пиратов на торговые корабли, первый серьезный инцидент с участием американских купцов произошел лишь спустя несколько десятилетий.

В феврале 1831 г. корабль Friendship во главе с капитаном Чарльзом Эндикоттом зашел в бухту Куала-Бату, намереваясь приобрести груз пряностей. Эндикот с несколькими спутниками отправился на берег, а его помощник руководил загрузкой тюков с перцем. И тут совершенно внезапно малайские рабочие вытащили из под своих одежд кинжалы и атаковали ничего не подозревающих американцев. Помощник капитана и остальные члены команды были убиты, корабль разграблен. Помимо прочего, из трюмов исчез груз опиума стоимостью 30 тыс. долларов (в те годы американцы часто использовали опиум как основное средство обмена при торговле с азиатами).

 

Карта западного побережья Суматры, составленная американскими купцами. Красным цветом обозначена торговая деревня Куала Бату
 Карта западного побережья Суматры, составленная американскими купцами. Красным цветом обозначена торговая деревня Куала Бату

Лишь спустя несколько дней капитану Эндикотту со спутниками удалось вернуться на корабль и "несолоно хлебавши" отправиться обратно к американским берегам. В США известие о нападении пиратов вызвало волну возмущения. Возможно, это было связано с тем, что одним из владельцев атакованного корабля был американский сенатор, а два других инвестора водили дружбу с тогдашним президентом Эндрю Джексоном.

 
Президент США Эндрю Джексон (1829—1837)
 Президент США Эндрю Джексон (1829—1837)

Джексон до избрания президентом был генералом и имел репутацию "крутого парня". В свое время он прославился, разбив англичан под Новым Орлеаном во время "Второй войны за независимость", а также благодаря жестоким рейдам против индейцев. Решение об отмщении за пиратскую атаку было принято стремительно, и Джексона не смутило то, что Суматра располагалась на другом краю земли, где у США не было ни военных баз, ни колоний, ни сколько-нибудь заметного военного флота. Миссия мщения была возложена на капитана военного корабля "Потомак" Джона Даунса (John Downs) и его команду, состоящую из 500 моряков.

 
Корабль ВМФ США "Потомак" в 1822 г.
 Корабль ВМФ США "Потомак" в 1822 г.

В инструкциях Даунсу говорилось, что по прибытии в Куала-Бату следует потребовать от местных властей возмещения ущерба и наказания виновных в пиратской атаке. Однако тут же специально подчеркивалось, что "действовать следует осмотрительно, честно по отношению к местным жителям, произвести на них настолько хорошее впечатление, насколько это возможно, показать им справедливость и силу нашего правительства".

По пути в Суматру, который пролегал через мыс Доброй Надежды, Даунс активно занимался сбором информации о ситуации в Куала-Бату и окрестностях, в основном, от капитанов английских судов, которые называли Суматру не иначе как "пиратским и разбойничьим гнездом". По-видимому, это совершенно лишило американского капитана настроя на ведение дипломатических переговоров.

 
Островитяне атакуют европейский корабль. Гравюра XVIII века
 Островитяне атакуют европейский корабль. Гравюра XVIII века

"Потомак" подошел к суматранским берегам в начале февраля 1832 года и, согласно описаниям очевидцев, Даунс уже за несколько недель начал приготовления именно к военной операции. Корабль был замаскирован под голландское торговое судно, пушки спрятаны, амбразуры заколочены. Уже в первую ночь после прибытия, даже не пытаясь начать какие-то переговоры, американцы организовали высадку на берег отряда из 282 матросов и нескольких офицеров, и утром внезапно атаковали прибрежные укрепления Куала-Бату. Судя по соотношению жертв последовавшего короткого сражения — 150 малайцев и всего двое американцев, — местные жители были захвачены врасплох и не оказали сколько-нибудь заметного сопротивления.

 
Суматранская женщина защищает своего мужа
 Суматранская женщина защищает своего мужа

В Куала-Бату началась паника, оставшиеся в живых после первого натиска малайцы устремились в единственный уцелевший форт, а американцы начали систематический обстрел деревни из корабельных пушек и истребление всех, кто попадался им на пути. Даже в описании, составленном находящимся на борту "Потомака" американцем Фрэнсисом Уоринером (Francis Warriner — он в 1835 г. издаст книгу, целиком посвященную этой экспедиции) признавалось, что атакующие не щадили ни женщин, ни детей. В течение двух последующих дней было убито еще не менее 300 малайцев. Возвращающиеся на "Потомак" моряки тащили богатую добычу: драгоценные монеты, украшения, одежду.

Завершив задуманное, капитан Даунс повел "Потомак" дальше по запланированному маршруту, через голландскую Батавию на острове Ява, португальское Макао, Гавайские (Сандвичевы) острова (где на борту американского корабля был организован прием для местной королевской семьи) и дальше в обход Южной Америки домой в США. Таким образом, вернувшись в Бостон в мае 1834 г. ,"Потомак" совершил кругосветное плавание.

 
Маршрут экспедиции USS Potomac в 1832—1834 гг.
 Маршрут экспедиции USS Potomac в 1832—1834 гг.

В США известие об атаке на Куала-Бату было воспринято неоднозначно. Политические оппоненты президента Джексона и Демократической партии подвергли действия капитана Даунса ожесточенной критике. Вигские газеты писали, что убийство беззащитных женщин и детей не может быть оправдано ничем, что надо было хотя бы для приличия начать с переговоров. Но и сам Джексон, и его сторонники считали Даунса настоящим героем. В послании Конгрессу США в декабре 1832 г. президент заявил, что итогом операции на Суматре стало "возросшее уважение к нашему флагу в этих далеких морях, и укрепление безопасности нашего торгового флота".

Однако уже в 1838 году, неподалеку от Куала-Бату, американский торговый корабль вновь подвергся нападению пиратов. Опять большая часть команды была вырезана, а груз разграблен. Потребовалась "Вторая суматранская экспедиция", которую провел американский коммодор Джордж Рид на фрегатах "Колумбия" и "Джон Адамс", по стечению обстоятельств оказавшихся тогда неподалеку от Суматры, у берегов Цейлона. 1 января 1839 г. была обстреляна суматранская деревня Маски, высажен десант в 300 человек. Местные жители быстро запросили пощады. Видимо памятуя о волне недовольства в США из-за жертв среди мирного населения, коммодор Рид не стал включать в свои отчеты лишних подробностей. Принято считать, что "Вторая суматранская экспедиция" была не только эффективной, но и практически бескровной.

Весьма примечательно, что несмотря на исторический характер этих двух экспедиций, ставших первыми военными операциями США в Восточной Азии, сегодня американцы не любят о них вспоминать, и о давних событиях в далеких морях знают только специалисты.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 2.00 (6 Голосов)

Обсуждение статьи