На главную страницу


0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Массовая культура Соединенных Штатов создала множество жанров и явлений, одним из которых является комикс. Важно отметить, что комикс - это не просто набор взаимосвязанных изображений, рассказывающих о какой-то истории. Это, прежде всего, специфическая форма мировоззрения, способ мышления и отношения к окружающему миру. Он, как и любой другой вид искусства, способен отражать актуальные черты социальной действительности.

Жанр комикса в известном нам сегодня виде появился в Соединенных Штатах лишь в конце XIX века. Его популярность была связана, прежде всего, с широким распространением грамотности, и тем, что газеты, в которых печатались те самые первые комиксы, были главнейшим средством информации. Кроме того, культура США - это иммигрантская культура, поэтому яркие рисунки на последней полосе газет были крайне полезны для “новичков”, помогая им эффективнее интегрироваться в принимающее общество, быстрее усваивать культуру страны, в которую они попадали. То есть, со временем, комикс стал международным средством общения.

Ярчайшим событием в истории американского комикса было появление в июне 1938 года (1930-е годы стали началом золотого века комиксов) в первом выпуске Action comics Супермена - необычного героя с другой планеты, совершающего героические подвиги ради землян. Впоследствии этот персонаж стал одним из самых известных во всем мире. Историки отмечают, что популярность Супергероя была моментальной за счет того, что после Великой депрессии народ разглядел в нем своего спасителя. Кроме того, достаточно важным был тот факт, что невероятная сила героя проявилась на Земле - на чужой для него планете. То есть через этот, казалось бы, незначительный момент, прослеживалась идея “американской мечты” - любой иммигрант способен достичь успеха, счастья, богатства не на своей родине. Супермен, действительно, превратился в культовый образ, воплощение американского стиля жизни.

Другие издательства после появления в Action comics Супермена также начали создавать своих персонажей. Например, в мае 1939 года в Detective Comics на борьбу против зла выступил Бэтмен. Можно сказать, что именно в это время было положено начало “супергонки” в комиксах. Однако затмить Action comics удалось другому гиганту, а именно Marvel Comics. Любопытно, что из всех компаний, работающих в издательстве комиксов с 30-х годов, только у двух, вечно соперничающих друг с другом - Marvel и DC, получилось сохранить позиции и по сей день. Большинство остальных полностью вышли из бизнеса, перестали делать комиксы или были поглощены другими компаниями.

 


Супермен и Бетмен


Под конец 1941 года количество любителей комиксов составляло около полумиллиона человек. Однако, как известно, у любого явления после обретения им успеха появляются противники. Так вышло и с комиксами, когда религиозные организации начали требовать “защиту детских душ от безнравственности”, в результате чего был введен “Кодекс комиксов”, отвечающий за цензуру.



В период Второй мировой войны мир комиксов обрел еще одного значимого персонажа. Это был Капитан Америка - патриотический персонаж, который обрел большую популярность в военной среде. Хотя сама война, безусловно, была ужасным событием, она принесла несколько положительных последствий для индустрии комиксов. Один из самых больших краткосрочных эффектов был связан с организацией досуга в боевых воинских частях. Почти 30% материалов для чтения, отправленных солдатам, были комиксами. Что касается Капитана Америки, то за счет явно присутствующего в его образе патриотического подтекста представлялось, что он останется незаменимым национальным супергероем навсегда. Однако по окончании войны интерес к вымышленному герою ослаб, и к 1950 году его прекратили использовать. Считается, что именно тогда закончился Золотой век комиксов.

Капитан Америка


Следующим поворотным этапом американской реальности, который оказал значительное влияние на развитие комиксов и восстановил утерянный в 50-е годы интерес к супергероям, стало одно из возникших в 70-е годы общественных движений. Речь идет о феминистском движении, которое повлекло многочисленные изменения в жизни американцев. Это коснулось и индустрии комиксов. Если в комиксах первой половины XX века женщины исполняли лишь второстепенную роль беспомощных подружек, которых мужские персонажи были вынуждены постоянно спасать, то теперь на смену устаревшим стандартам пришла супергероиня, которую давно ждала Америка. Ей стала Чудо-женщина. Интересно, что ее создателем был мужчина - Уильям Марстон, который полагал, что женский пол гораздо сильнее в эмоциональном плане, и что однажды в Америке утвердится матриархат. Цель Чудо-женщины как персонажа заключалась в том, чтобы донести принципы феминизма, демократии, показать, как необходимо вести борьбу с силами международной тирании. Несомненно, все эти замыслы Марстону удалось успешно реализовать, поскольку уже не первое десятилетие в Чудо-женщине мы наблюдаем икону феминизма.

Чудо-женщина


Другим не менее важным вопросом, помимо прав женщин, была расовая проблема. В связи с этим в 1964-1965 гг. в комиксах Marvel можно было лицезреть сцены на улицах, на которых многие из второстепенных персонажей были не с белой кожей. Именно благодаря таким незначительным моментам, как чернокожий продавец или полицейский, компания Marvel подчеркивала, что выступает за равенство в обществе и культурное разнообразие. В начале 1960-х годов это сыграло важную роль и повлияло на появление таких чернокожих супергероев, как Черная Пантера и Люк Кейдж. Эти вновь появившиеся герои положили начало новой главе истории комиксов Marvel. Несомненно, это сыграло положительную роль, и через несколько десятилетий существенно снизилась интенсивность локальных конфликтов между белым и цветным населением, представители расовых меньшинств стали восприниматься как полноправные члены общества. С того момента начался новый этап в индустрии комиксов, без расовых стереотипов и дискриминации.

Черная Пантера и Люк Кейдж


Таким образом, в течение десятилетий комиксы помогали людям адаптироваться к политической ситуации, предоставляли шанс разделить радость побед и всеобщую печаль через чтение историй с картинками. Однако этот уникальный жанр совмещал в себе не только отражение политической реальности, но и духовные идеалы, которые также трансформировалось с развитием общества. Именно он поспособствовал тому, что американцы стали отходить от возрастной, гендерной, расовой дискриминации. И даже сегодня, спустя восемьдесят лет после дебюта Супермена, индустрия комиксов остается актуальной благодаря активному использованию её образов в кинематографе и освоению новых цифровых форматов взаимодействия с аудиторией.


Источники:
Comics: Comic Books. https://www.illustrationhistory.org/genres/comics-comic-books
The History of Comics: Decade by decade. https://the-artifice.com/history-of-comics/
The Golden Age Of Comics. http://www.pbs.org/opb/historydetectives/feature/the-golden-age-of-comics/
Комикс-индустрия как зеркало американской действительности. http://fikio.ru/?p=3176
Рождение комиксов в США: от супергероев в трико до психоделической революции. https://disgustingmen.com/art/comics-establishment-usa

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Обсуждение статьи