На главную страницу


Дебаты, ведущиеся в США в конце прошлого столетия по вопросам допуска в страну иммигрантов, были сосредоточены прежде всего на экономических вопросах. Однако события 11 сентября 2001 года кардинально изменили дискуссию, неразрывно связав проблемы иммиграционной политики и национальной безопасности. Эта трагедия показала наличие в иммиграционной системе США большого количества слабостей, которыми сумели беспрепятственно воспользоваться террористы. Сразу же после теракта на передний план вышли вопросы усиления безопасности, что было достигнуто посредством ужесточения контроля на границе и развития систем, собирающих данные об иммигрантах.Томас Донахью, который с 1997 года является президентом Торговой палаты США, в своем докладе по иммиграционным вопросам сказал: “Мы должны знать, кто въезжает в нашу страну, где они живут, и быть уверены, что они не террористы”.

11 сентября 2001 год. Нью-Йорк

Спустя год после террористической атаки президентом США Дж.Бушем-младшим был подписан Закон о внутренней безопасности (Homeland Security Act). На его основе было создано новое ведомство - министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security). Внутри образовавшегося министерства также была основана единая государственная служба (отвечает за контроль прибытия мигрантов и ввоза различных товаров), состоящая из нескольких подразделений (U.S. Citizenship and Immigration Service, Customs and Border Protection, Immigration and Customs Enforcement). Сегодня бюджет этих служб превышает затраты на все прочие службы, занимающиеся национальной безопасностью. Несомненную пользу также приносит биометрическая система US-VISIT, обладающая крупнейшей в мире идентификационной базой, содержащей 150 млн. файлов с отпечатками пальцев.

 

 

Таким образом, мы видим, что сегодня для предотвращения въезда опасных иностранцев на территорию страны задействованы огромные финансовые и организационные ресурсы. Кроме того, за последние десять лет были приняты различные инициативы с целью усиления безопасности и на уровне отдельных штатов. Например, в штате Аризона в 2010 году был принят законопроект Сената Аризоны SB 1070, который потребовал от местных правоохранительных органов выяснения иммиграционного статуса задержанных, если у полицейского были разумные подозрения в том, что они являются нелегальными иммигрантами. За ним последовали аналогичные законодательные инициативы в более чем десяти штатах (Алабаме Джорджии, Индиане, Южной Каролине, Юте и др.).

Не менее важным действием правительства США стало подписание в 2006 году Закона о стене безопасности (Secure Fence Act), согласно которому было начато строительство мощного заградительного сооружения на юго-западной границе с Мексикой, на сухопутном участке которой происходит основное количество нарушений, ведь латиноамериканские страны в течение многих десятилетий служат транзитным путем для иммигрантов из Африки, Азии и самих латиноамериканцев. Для решения данной проблемы еще в 2009 году на границе с Мексикой выросла стена длиной почти в 1000 км. Сегодня средства на ее техническое оборудование и модернизацию выделяются регулярно, что позволяет ей оставаться высокотехнологичным объектом, обладающим самыми современными средствами слежения.

 

 

Не случайным также является появление в предвыборной программе Дональда Трампа пункта о строительстве на границе с Мексикой стены длиной в 1600 километров “для получения полного оперативного контроля”. Такие меры действительно представляются необходимыми, поскольку по прогнозам исследователей к 2050 году численность выходцев из Латинской Америки может достигнуть 102,6 млн. человек. По мнению С.Хантингтона, в США они ощущают свое особое положение и считают, что имеют особые исторические права, что может привести к началу особой латиноамериканской “реконкисты” на юго-западных территориях страны.

 

 

Хотя после 2001 года в США не произошло ни одного крупного теракта, полностью избежать проникновения в страну сторонников террористической идеологии не удалось. Взрыв во время бостонского марафона (апрель 2013 года) и массовая стрельба в социальном центре в Сан-Бернардино (декабрь 2015 года) были устроены иммигрантами, успешно прошедшими все стадии контроля, а также нелегалами, численность которых на сегодняшний день в Соединенных Штатах составляет около одиннадцати миллионов человек и не перестает увеличиваться. Таким образом, все возрастающее присутствие как легальных, так и не задокументированных иммигрантов ставит перед федеральными и региональными правоохранительными органами Соединенных Штатов сложные и порой противоречивые задачи. Уже на данный момент размеры пограничной службы контроля велики как никогда прежде, а политика в иммиграционной области, точнее говоря законодательные распоряжения правительства и деятельность миграционных служб порой противоречат гражданским правам иммигрантов, что приводит к резкой критике со стороны части американского общества, а именно леволиберальных кругов. Так, серьезные дискуссии вызвало принятие в октябре 2001 года закона (“Закон о патриотизме”), согласно которому спецслужбы получили право полного контроля над повседневной жизнью иммигрантов, прослушивая их телефонные разговоры, получая данные из библиотек о том, какой литературой интересовался тот или иной иммигрант и т.п.

 

 

Более того, на сегодняшний день, иммиграционная политика государства становится все более суровой, что демонстрируют действия Дональда Трампа, который в январе 2017 года издал указ, ужесточающий  политику по отношению к иммигрантам. Действия данного указа главным образом касались граждан семи мусульманских государств (Йемен, Чад, Иран, Ливия, Ирак, Сомали и Сирия). Такое решение было обусловлено тем, что их нахождение в стране, по мнению президента, наносит вред интересам США.

 

 

Важно отметить, что столь жесткая политика не является беспочвенной, а вызвана реальными опасениями, связанными с увеличением въезда граждан из воюющих государств. Несомненно, беспокойство американцев также обосновано, ведь опыт показывает, что иммиграция и уровень безопасности в принимаемой стране тесно взаимосвязаны. В среде “настоящих” американцев популярной является точка зрения, согласно которой выходцы из “неблагополучных и нищих” стран имеют гораздо большую предрасположенность к совершению преступлений, чем коренные граждане США. Исходя из этого, увеличение численности иммигрантских этнических групп становится криминогенным фактором, что можно подтвердить некоторыми аргументами. Во-первых, в связи с тем, что приезжие, как правило, находятся далеко не в благоприятных социальных условиях, не имея приемлемого дохода, они часто начинают заниматься противозаконной, криминализированной деятельностью (например, наркоторговлей). Во-вторых, в потоке иммигрантов больший процент принадлежит молодым мужчинам, которые, согласно статистическим данным, являются наиболее криминогенной категорией населения. В-третьих, есть угроза возникновения конфликтов на почве различных культурных ценностей и норм поведения.

 

 

Несмотря на это, есть и противоположное мнение, согласно которому уровень иммиграции не отражается на уровне безопасности. То есть наблюдается некая отрицательная взаимосвязь между иммиграцией и преступностью. Это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, в результате отбора иммигрантов очень часто остаются лишь инициативные и трудолюбивые люди, которые благодаря своим навыкам и умениями способны найти легальные источники доходов. Во-вторых, имея на новом месте гораздо больший доход, чем на родине, мигранты, как правило, стараются соблюдать закон, чтобы не быть депортированными. Наконец, оказываясь в маргинальных районах, приезжие часто способствуют их оживлению благодаря своей инициативности (что можно проиллюстрировать на примере русскоязычного района Нью-Йорка Брайтон-Бич). Опровергая первую точку зрения, также можно привести результаты исследований, показывающих, что в США нелегальные иммигранты составляют лишь 13,6% от всех правонарушителей. В связи с этим возникает вопрос: “Ошибочно ли американское общество считает, полагаясь на свои страхи и предрассудки, что все иммигранты являются опасными преступниками?”.

 

Брайтон-Бич

 

 

Источники:

The Green Monster: How the Border Patrol became America’s most out-of-control law enforcement agency https://www.politico.com/magazine/story/2014/10/border-patrol-the-green-monster-112220 (Дата обращения: 24.10.2018)
Passage through Mexico: the global migration to the US https://www.theguardian.com/global-development/2016/sep/06/mexico-african-asian-migration-us-exit-permit (Дата обращения: 25.10.2018)
Трамп предложил отменить визит президента Мексики в случае отказа от оплаты стены http://www.interfax.ru/world/547162 (Дата обращения: 25.10.2018)
Syrian Refugees Receive Green Light from U.S. Courts, Mixed Reception from States and Congress https://www.migrationpolicy.org/article/syrian-refugees-receive-green-light-us-courts-mixed-reception-states-and-congress (Дата обращения: 24.10.2018)
Reason: Trump Abruptly Bans All Refugees, Plus Even Legal Green-Card Holders Who Hail From 7 Majority-Muslim Countries https://reason.com/blog/2017/01/28/trump-abruptly-bans-all-refugees-plus-ev (Дата обращения: 26.10.2018)
Immigration and Crime http://criminology.oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190264079.001.0001/acrefore-9780190264079-e-93 (Дата обращения: 26.10.2018)