На главную страницу


Алиса Сковородина

Как поймать гения, который, совершая преступление, не оставляет никаких подсказок или улик; анонимного убийцу, который самостоятельно делает неотслеживаемые бомбы и отправляет их случайно выбранным людям? Перед такой непросто задачей столкнулось ФБР в последней трети 20 века. Дело, получившее широкую огласку, стало одним из самых продолжительных и дорогих в истории ФБР.

Теодор Качинский родился в 1942 году в Чикаго. С раннего возраста он отличался незаурядным умом и способностями. Уже в пятом классе уровень его IQ был выше, чем у людей, вдвое старше его. Со старших классов Теодор стал одержим математикой, которая давалась ему с особой легкостью – он мог решать наисложнейшие задачи, неподвластные умам даже его учителей. Экстерном закончив школу, он в 1958 году был принят в Гарвардский университет. Тогда Теодору было всего 16 лет.

Закончив Гарвард и затем отучившись в Мичиганском университете, он начал преподавать математику в Калифорнийском Университете в Беркли, где стал самым молодым профессором, подающим большие надежды.

Но неожиданно для окружающих вскоре он решил переехать в горы штата Монтана, где начал вести уединенную жизнь в собственноручно построенном доме. Вся его жизнедеятельность выражала придуманную им идеологию отрицания технического прогресса: он не пользовался электричеством, канализацией, средствами связи и прочими благами современного общества. Он был явным противником индустриализации и считал ее разрушителем природы, делающей ее непригодной для жизни.

Свою открытую борьбу против общества технологий он начал с 1978 года, отсылая по почте самодельные бомбы в ведущие лаборатории страны, научные центры, университеты как протест против всех изобретений, инноваций и прогресса в общем. Так начался 18-летний период террора неуловимого для ФБР Унабомбера (англ. Unabomber - от «University and airline bomber»).

Свою первую посылку он отправил  профессору по разработке материалов Бакли Кристу, который, к счастью, не пострадал. Крупным инцидентом стало происшествие в 1979 году на одном из рейсов авиакомпании American Airlines, когда в грузовое отделение Боинга 727 была заложена  самодельная бомба Качинского. Из-за некоторых недочетов в устройстве самой бомбы, она не взорвалась, но около 12 человек пострадали от отравления продуктами горения. Так как попытка взрыва самолета в США является федеральным преступлением, с этого момента за расследование взялось ФБР. Поскольку личность виновного в происходящих террористических актах была неизвестна, а детали, из которых были изготовлены бомбы, было невозможно отследить,  Бюро пришлось приложить достаточно много усилий, чтобы хоть на шаг приблизиться к поимке преступника. Но этих усилий было недостаточно в связи с тем, что преступник не оставлял вещественных доказательств, а его бомбы были собраны из подручных материалов, доступных для любого человека и на них значились лишь 2 слова – «Freedom Club», которые являлись подписью отправителя. Была даже объявлена награда в 1 млн долларов тому, кто предоставит ценную информацию об Унабомбере. Но расследование зашло в тупик.

В первые несколько лет было отправлено множество посылок, в основном ученым, но не было ни одного случая серьезных травм или смерти кого-либо из получателей. Первое трагическое событие случилось в 1985 году с Джоном Хозером, капитаном военно-воздушных сил США, когда, получив бомбу в посылке, он потерял четыре пальца и лишился глаза. В том же году от осколочного ранения гвоздем из бомбы погиб владелец компьютерного магазина Хью Скраттон. Никаких реальных улик, указывающих на преступника, найдено не было и дело все так же не двигалось с места.

Следующее преступление Унабомбера дало, наконец, первую реальную надежду на определение личности террориста. В один из дней февраля 1987 года свидетельница заметила, как какой-то человек в капюшоне и очках положил что-то под стол в компьютерном магазине. Как оказалось – это была бомба, а человек, подложивший ее – определенно Унабомбер. Примерно запомнив лицо мужчины, она смогла описать его, и был нарисован первый скетч преступника. Вероятно, это стало одной из причин того, почему он прекратил свою террористическую деятельность на целых 6 лет.

В 1993 Теодор Качинский вернулся – с новыми силами и усовершенствованным арсеналом. За одну только неделю было отправлено по почте две бомбы профессору информатики Йельского университета Дэвиду Джелентеру и генетику Чарльзу Эпстайну. Оба ученых получили достаточно серьезные ранения, но остались живы. С этого времени Качинский переходит к активным действиям – теперь своим потенциальным жертвам он звонит, предупреждая о том, что они следующие, а также посылает письма с угрозами. Кроме того, он начал посылать первые письма в New York Times, выдавая информацию о том, что якобы анархическая группа «Freedom Club» ответственна за все произошедшее и сделает еще больше, если не будут соблюдены некоторые условия. Тем временем, общественность требовала конкретной информации от ФБР по расследованию дела Унабомбера. Но Бюро не могло дать ответы почти ни на один вопрос, так как фактов, которые бы могли указать на преступника, по прежнем практически не было.

Прорыв в расследовании случился в 1995 году, когда Унабомбер прислал ФБР эссе «Индустриальное общество и его будущее» в 35.000 слов, в котором он объяснял мотивы своих преступлений. Это письмо получило название «Манифест Унабомбера» и в нем, кроме прокламации своих взглядов, террорист требовал его дословную публикацию. В обмен на печать манифеста, он пообещал завершить свою террористическую деятельность. Долгое время издательства известных газет в сотрудничестве с ФБР и министерствами США не могли принять определенного решения по данному вопросу. Но так как угроза национальной безопасности увеличивалась с каждым новым письмом Унабомбера, The New York Times и The Washington Post решили опубликовать манифест. Кроме того, кто-то мог узнать стиль письма преступника, и возможно, даже идентифицировать его. И это случилось. Дэвид Качинский, брат Теодора, несколько раз перечитавший манифест, узнал в нем стиль написания своего брата. Сравнив с письмами, личными записями Теда, он окончательно пришел к выводу, что Унабомбер – это его брат. Чтобы убедиться в этом, он нанял частного сыщика, которого попросил понаблюдать за жизнью Теодора, а затем нанял посредника, чтобы вступить в контакт с ФБР и не открывать своего имени. В 1996 году он через посредника передал одно из писем Теодора в Бюро, где с помощью анализа написанного было установлено, что манифест и письма совпадают и принадлежат одному человеку – Унабомберу Теодору Качинскому.

В конце концов, после 17 лет безуспешной работы ФБР, Теодор был арестован в апреле 1996 года в своей хижине во многом именно благодаря самому себе. Ведь если бы он не потребовал публикации своего письма на всеобщее обозрение, его брат никогда бы не прочитал манифест и не узнал бы в нем руку своего брата. А значит, кто знает, сколько еще невинных жизней было бы отнято мстительным Унабомбером. Всего, стоит отметить, Качинским было убито 3 человека, и еще 23 были ранены.

Качинский пытался избежать пожизненного наказания, притворяясь психически больным, но это было безуспешно. Сейчас он отбывает пожизненный срок в федеральной административной тюрьме особо строгого режима во Флоренции, Колорадо.

Дело Унабомбера стало самым затратным в истории ФБР. Почти два десятилетия понадобилось, чтобы идентифицировать одного из самых умных и хитрых преступников того времени, не оставлявшего за собой никаких следов. Об этом деле было написано большое количество книг, и Унабомбер до сих пор  часто упоминается в различных американских фильмах и сериалах.

 

Источники:

1. http://www.trutv.com/library/crime/terrorists_spies/terrorists/kaczynski/1.html

2. http://www.nytimes.com/1998/01/23/us/unabomber-case-overview-kaczynski-avoids-death-sentence-with-guilty-plea.html

3. http://ipsih.com/post/207_Ted-Kachinskiy.html

4. http://www.fbi.gov/news/stories/2008/april/unabomber_042408

5. http://en.wikipedia.org/wiki/Ted_Kaczynski