На главную страницу


Владислав Хомич

Трудно переоценить значение парков для крупных городов. Они глоток свежего воздуха в царстве пыли, способ хотя бы ненадолго скрыться от повседневной суеты. Как правило, парк представляет собой обособленный массив озеленённой территории, заметно отличающейся от основной части городского ландшафта. Но бывают и исключения, одно из которых – парк Хай-Лайн в Нью-Йорке, возникший на месте заброшенной железнодорожной эстакады, в десяти метрах над землёй.

Железнодорожная линия Хай-Лайн открылась в 1934 году. Она была проложена по Челси, промышленному району южного Манхэттена. Местами эстакада проходила прямо сквозь фабрики и склады. Таким образом, продукты питания и товары промышленного назначения доставлялись непосредственно рабочим и могли быть разгружены, не нанося вред транспортному движению на улицах Нью-Йорка.


В 1950-х годах растёт число автомагистралей по всей стране, а также получают распространение крупные грузовики. Значение железных дорог снижается. Южная оконечность железной дороги, глубоко заходившая в Нижний Манхэттен, была снесена ещё в 1960-е годы. С этого времени дорога стала использоваться крайне редко, а в 1980-м по ней в последний раз проследовал поезд – три вагона, груженных замороженной индейкой. Сразу же группа собственников земель, по которым проходит дорога, стали выступать за полный снос дороги. Им противостоял влюблённый в железные дороги гражданский активист Петер Облетц. Он даже смог договориться с компанией 'Conrail' о приобретении эстакады за десять долларов. Между энтузиастом и группой собственников началась судебная тяжба, длившаяся пять лет. В итоге сделка о покупке дороги была заблокирована, но и решение о сносе принято не было. Хай-Лайн, оставаясь заброшенной, всё более и более зарастала сорняками.


В 1990-е годы Челси постепенно становится состоятельным районом различных художественных галерей, фешенебельных заведений, дорогих ресторанов. Многим местным жителям не нравился уцелевший участок железной дороги длиной без малого два с половиной километра, так как он, по их мнению, портил вид. В пользу сноса эстакады неоднократно высказывался Рудольф Джулиани, мэр Нью-Йорка с 1994-го по 2001 годы. В 1999 году проходит собрание жителей района, где обсуждается будущее Хай-Лайн. Подавляющее большинство присутствовавших выступало против сохранения железной дороги, но именно на нём познакомились журналист Джошуа Дэвид и художник Роберт Хэммонд, которые в том же году основывают общество "Друзья Хай-Лайн", ставящее своей целью помешать администрации Джулиани разрушить эстакаду.

Конкурс на проект мемориала в память терактов 11 сентября способствовал увеличению интереса ньюйоркцев к городскому планированию, а ставший в 2002 году мэром города Майкл Блумберг, в отличие от своего предшественника, идею сноса Хай-Лайн не поддерживал. «Друзья Хай-Лайн» проводят конкурс проектов, во что можно превратить заброшенную эстакаду. Лучшим оказывается совместное предложение архитектурной конторы 'Diller Scofidio + Renfro' и ландшафтного архитектора Джеймса Корнера из компании 'Field Operations'о создании такого парка, который, с одной стороны, преображал Хай-Лайн с помощью ухоженных растений и удобств для посетителей, но, с другой стороны, сохранял связь с индустриальным прошлым эстакады посредством оставленных местами участков железной дороги, удачно вписанных в тротуар, и использованием высоких трав, напоминающих сорняковые заросли на заброшенной железной дороге. Были проведены исследования, показавшие, что строительство парка окажется в перспективе выгодным по сравнению с затратами на снос, и в итоге город заключает с "Друзьями Хай-Лайн" договор о сотрудничестве. Весной 2006-го начинается работа по созданию парка.


Участок железной дороги был разделён на три секции. Первая открылась для посетителей в июне 2009 года, вторая – в весной 2011-го, открытие третьей планируется в 2014-м. Сразу после открытия парк стал одним из самых посещаемых мест в Нью-Йорке. Прогулка по Хай-Лайн позволяет оказаться в гуще уличной жизни, и в то же время, в буквальном смысле, "над" ней. Отсутствие светофоров позволяет преодолевать расстояние быстрее, а вырастающие прямо из пола деревянные скамейки служат многим американцам местом отдыха. Внешний вид парка неоднороден. Тут и несколько скульптурных композиций, и небольшой сквер-амфитеатр над 10-й авеню, и крытый переход Челси-Маркет, где регулярно проходят представления городского искусства, и несколько смотровых площадок, в том числе с видом на реку Гудзон. Идея совмещения заброшенного индустриального объекта и озеленённого рекреационного объекта оказалась столь успешной, что сейчас схожие проекты рассматриваются администрацией ряда крупных городов, таких как Детройт, Филадельфия, Чикаго, Роттердам, Гонконг и Сингапур.

Библиография:

  1. Голдбергер П. Чудо над Манхэттеном // National Geographic. 2011. Апрель. С. 80–95.
  2. Бородихин В. Новая жизнь: Как в Нью-Йорке железную дорогу превратили в парк // http://urbanurban.ru/blog/design/75/Novaya-zhizn-Kak-v-Nyu-Yorke-zheleznuyu-dorogu-prevratili-v-park.
  3. Погружение в природу // http://archi.ru/world/51476/pogruzhenie-v-prirodu.
  4. After High Line’s Success, Other Cities Look Up // http://www.nytimes.com/2010/07/15/arts/design/15highline.html.
  5. Хай-Лайн. Необычный парк Манхэттена // http://lifeglobe.net/entry/4266.
  6. The High Line. Friends of the High Line// http://www.thehighline.org/.
  7. Improbable Journey: The story of New York’s High Line // http://www.mnn.com/lifestyle/responsible-living/sponsorvideo/improbable-journey-the-story-of-new-yorks-high-line.