На главную страницу


«Свобода не снизойдёт на людей,
люди должны подняться до свободы»

 

«Красная Эмма» - имя, которое вселяло ужас, страх и опасения в сердца американцев в 1910-е годы. Но, одновременно, это имя у многих вызывало восхищение и восторг. Кто же такая «Красная Эмма»: преступница или герой?

Эмма Гольдман – одна из самых известных анархистов в США, одна из наиболее известных и выдающихся деятелей феминизма, проповедовавшая свободную любовь, политические покушения и индивидуальный террор, противница политической власти, воинской мобилизации и милитаризма, регулирования деторождения и капиталистического строя.

Родилась Эмма 27 июня 1869 года в Ковно, в Российской империи (сейчас Каунас, Литва) в еврейской семье, отец Гольдман был директором театра. Получила традиционное еврейское воспитание, обучалась в школах Калининграда и Санкт-Петербурга. Когда Эмме было 13 лет, ее семья переехала в Санкт-Петербург, где Эмма устроилась работать на фабрику, где впервые познакомилась с революционными идеями и анархизмом. Переезд семьи произошел после убийства Александра II, в это время в стране осуществлялись политические репрессии, именно в эти годы среди молодежи были очень популярны революционные настроения, которые не обошли стороной и саму Эмму. Большое влияние на нее оказал труд Н.Г. Чернышевского «Что делать?», способствовавший становлению ее революционных и анархистских воззрений.

В 1885 году Эмма вместе со своей сестрой переехала в США, в город Рочестер, штат Нью-Йорк, где устроилась работать на текстильную фабрику, вышла замуж за своего коллегу и впоследствии получила американское гражданство. В 1886 году Эмма переживает свое «духовное рождение», меняет взгляды и сближается с анархистским движением, основной причиной чего послужила казнь четырех анархистов после выступления рабочих в Чикаго. В 1889 году она бросает мужа и переезжает в Нью-Йорк, где посвящает себя активной общественной жизни. В Нью-Йорке Гольдман встретила Александра Беркмана, одного из известнейших анархистов и террористов США, который стал ее возлюбленным и другом на всю жизнь. Гольдман во всем поддерживала Беркмана и разделяла его взгляды. Одним из важнейших событий того периода ее жизни стала Хоумстедская стачка, в ходе которой бастующие заняли фабрику, но нанятые хозяином фабрики головорезы заставили рабочих отступить. В 1892 году возлюбленный Гольдман, Александр Беркман, при поддержке Эммы решается лично отомстить владельцу этой фабрики, Генри Клэю Фрику, застрелив его. Однако Фрик выжил, а Беркман за совершение террористического акта был приговорен к  тюремному заключению. Под следствие попала и Гольдман, которую подозревали в причастности к данному покушению, но доказательств вины обнаружено не было, и ей удалось избежать тюрьмы, но после этого случая она приобретает весьма дурную репутацию, общественная деятельность Гольдман привлекает пристальное внимание властей.

В 1893 году Гольдман была приговорена к одному году лишения свободы за подстрекательство к мятежу, она побуждала безработных выйти на улицу и протестовать. «Требуйте работы! Если вам не дают работы — требуйте хлеба! Если вам не дают хлеба — возьмите его сами!» — призывала Гольдман. Во время тюремного заключения она, ухаживая за больными, увлеклась медициной, и после освобождения из тюрьмы отправилась в Вену учиться на медсестру. Однако впоследствии Эмма отказалась от этой профессии и открыла собственный салон красоты. В 1901 году Эмма вновь попала под следствие, на этот раз по подозрению в соучастии в убийстве президента США У. Мак-Кинли, но в связи с недостатком улик была оправдана.

С 1906 по 1918 год Гольдман издавала совместно с Беркманом, который был досрочно освобожден из тюрьмы в 1906 году, газету «Мать Земля» («Mother Earth»), в которой политические события в стране рассматривались с позиций анархизма и в которой Эмма резко критиковала американский капитализм и его несправедливости. Такая политическая активность Гольдман провоцировала негативную реакцию властей, и в 1908 г. она была лишена американского гражданства. А к 1910 году стала самой известной и ведущей анархисткой и феминисткой США.

 


Существовало предположение, что Гольдман принимала участие в организации нападения на загородную резиденцию Рокфеллера, которое, однако, не состоялось и было разогнано полицией. Беркман и его товарищи-анархисты решили отомстить Рокфеллеру и взорвать  его виллу. Бомбу для данного теракта собирали в квартире Гольдман. 4 июля 1914 года бомба самопроизвольно взорвалась, убив трех заговорщиков и ранив нескольких соседей. К счастью, Гольдман тогда не было в квартире. Да и вообще неизвестно, знала ли она о существовании этой бомбы. В следующем году Гольдман расстается с Беркманом, который уезжает в Сан-Франциско.

В 1916 году Гольдман вновь попадает в тюрьму за размещение материалов о контроле за рождаемостью. Эмма постоянно разъезжала по стране с целью агитации своих идей, встречалась со многими известными американскими анархистами. В 1917 году Гольдман следует очередной арест, в этот раз за агитационную деятельность против мобилизации в армию. Эмма организовала «Лигу против воинской повинности», которая занималась организацией антивоенных митингов, за что получила два года тюрьмы.

 


В 1919 году, когда Гольдман вышла из тюрьмы, в США была начата кампания, известная как рейды Палмера. В соответствии с законами об анархизме и подстрекательстве к мятежу, а также в связи с тем что Гольдман была иностранным гражданином, который более двух раз подвергался уголовному преследованию, было возбуждено дело о ее депортации. В 1919 году Эмму вместе с Беркманом и другими «воинственными элементами» погрузили на пароход и отправили в Советскую Россию. «Я считаю за честь быть первым политическим агитатором, депортированным из Соединённых Штатов», — заявила Эмма Гольдман, покидая Америку. Ей было запрещено возвращаться в Соединенные Штаты, и остаток своей жизни она провела, скитаясь по странам Европы и Канаде.

Эмма Гольдман и Александр Беркман на слушании дела об их депортации

Прибыв в Россию, Гольдман продолжала вести активную политическую жизнь, поддерживала большевиков, которым симпатизировала, еще проживая в США. Но впоследствии ее постигло разочарование в режиме, установленном советскими властями, особенно болезненно Гольдман было воспринято подавление большевиками Кронштадского восстания 1921 года. Она считала, что коммунистический режим в России — прямое подавление личности и ее свободы. Свои впечатления о советской революции и основных событиях того времени она отразила в книге «Мое разочарование в России». Разочарование в советском режиме вынудило Гольдман покинуть Россию и отправиться в Великобританию, где она продолжала свою агитационную деятельность идеей анархизма и феминизма, и где в 1926 году вышла замуж за Джеймса Колтона. Скитаясь по разным странам и меняя одно место проживания на другое, Эмма всегда несла с собой способность свободно мыслить и проповедовать свои мысли другим людям.

Позже Эмма отправилась в Испанию, где поддерживала народ в борьбе против диктатора Франко. В 1936 году выступала с агитационными речами в Барселоне и заслужила огромную популярность среди каталонских анархистов. Эмма умерла 14 мая 1940 г. в возрасте 70 лет в Канаде, г. Торонто. Американские власти дали разрешение на ее захоронение в США, похоронена Гольдман в штате Иллинойс. На ее надгробии написаны следующие слова, которые очень символичны и отражают цель жизни и борьбы Эммы Гольдман: «Свобода не снизойдёт на людей, люди должны подняться до свободы».

Эмма Гольдман прожила поистине экстраординарную жизнь, сила ее бунтарства, революционный азарт, который сопровождал ее не протяжении всей жизни,  восхищают. Еще с юности Эмма симпатизировала анархистам, но именно Америка стала для нее родиной анархизма, именно здесь она сформировала свои взгляды. «Чувствовать» — главная жизненная цель и приоритет Гольдман. Это и было основой ее революционного настроя – заложенная в душе вера в чувства. Вся жизненная деятельность Гольдман была нацелена на борьбу с политической властью, в которой она видела главную помеху в достижении истинной свободы человека. Гольдман также была создательницей Лиги свободы слова, организации, которая предшествовала созданию Американского союза гражданских свобод, основатель которой Р. Болдуин так описывает свою встречу с Эммой: «Когда я только окончил Гарвардский университет, к нам в город приехала с лекциями Эмма Гольдман. Меня пригласили её послушать. Меня коробило даже от предположения, что мне может быть интересна женщина, о которой говорили, что она является сторонницей терактов, свободной любви, революции и атеизма, но моё любопытство привело меня к ней. Эта лекция открыла мне глаза. Никогда прежде мне не доводилось слышать такой социальной страсти, такого смелого развенчания пороков, такой электризованности слов, такого всеразрушающего вызова всем ценностям, которые меня учили воспринимать как высшие. С того дня я стал её поклонником». Эмма обладала уникальным природным даром ораторства, заставляла людей верить ей и идти за ней. Мечта Эммы — жизнь в свободе и любви. Для Гольдман революция и значила жизнь.

 

 

Использованные материалы: