На главную страницу


Алексей Бовыкин

 

Вряд ли можно найти другого архитектора, оказавшего такое влияние на стиль и формы американских домов, их интерьер и быт одновременно, какое оказал Фрэнк Ллойд Райт. Его изобретательность не ограничивалась только внешними проявлениями – самими строительными объектами, но проникла также и в сферу их смыслового наполнения.

Фрэнк Линкольн Райт (впоследствии он сменил среднее имя в честь материнской ветви семьи)  родился в 1867 году в штате Висконсин. Ранние годы жизни Райт провел в постоянных переездах, пока его семья не осела в г. Мэдисон в 1878 году. Его детство прошло на ферме в сельской местности, где он ухаживал за животными и участвовал в сборе урожая. Райт подолгу наблюдал за природными явлениями, сменой времен года, игрой света и тени. Впоследствии, близкий контакт с окружающей природой сильно повлиял на мировоззрение Ллойда.

В 1885 году его родители развелись, и он был вынужден искать работу, чтобы содержать семью. Тогда же он поступил в Висконсинский университет на инженерный факультет. Во время обучения, он подрабатывал помощником инженера. Университет он так и не окончил – в 1887 году Райт переехал в Чикаго и устроился работать в архитектурную фирму. Через три года он сменил место работы и перешел в компанию «Адлер и Салливан» под руководством Луиса Салливана. Последний был именитым архитектором, создателем концепции «органической архитектуры», известнейшим последователем которой станет Райт. Фрэнк, молодой и способный архитектор, был одержим идеей построить свой собственный дом, и поэтому заключил пятилетний контракт с Салливаном в обмен на то, что тот выдаст кредит для его постройки.

Однако в 1893 году Салливан узнал, что Ллойд, нуждаясь в деньгах, разрабатывал проекты вне фирмы, что послужило поводом для серьезной ссоры и разрыва контракта. Тогда Райт переехал в пригород и основал собственную архитектурную фирму.

Работа Фрэнка Райта шла успешно, и к началу века число спроектированных им зданий достигло пятидесяти. В 1900 году он приступил к проектированию «Домов прерий» - серии построек со смелой и новаторской композицией, принесшей ему славу (на фото «Дом Роби» и «Дом Джейкоба» в стиле «Домов прерий»). «Дома прерий» проектировались в рамках «органической архитектуры» - нового направления архитектуры, которым и занялся Райт. Он считал, что здание должно быть продолжением ландшафта, а не противопоставлением ему; его формы должны определяться окружающим пространством и природой и воплощать ее эволюцию, подобно живым организмам. Подобный взгляд – единство здания и окружающей природы, а не их противопоставление, было революционным для четырехсотлетней архитектурной традиции, господствовавшей со времен величайшего венецианского архитектора Палладио. «Дома прерий» отражали пейзажи Великих равнин – длинные дома без чердаков и подвалов, с рядами створчатых окон, выступающими скатами плоских крыш; центром здания зачастую служит камин. Кроме того, Райт использует необработанные материалы местного происхождения и самостоятельно прорабатывает дизайн интерьера, что впоследствии стало его постоянной практикой. «Дома прерий» впервые приковывают внимание к Фрэнку Райту, он становиться известен.

В 1909 году Райт бросает свою жену (на которой он женился в 1889 году) и шестерых детей и отправляется с Мартой Босвик Чейни – женой одного из своих клиентов – в путешествие по Европе. Там он публикует свое портфолио, которое приносит ему признание по обоим берегам Атлантики.

По возвращении в Америку, Фрэнк и Марта решают удалиться от чикагского общества, где о Райте вспоминают недобрым словом. Фрэнк строит свою летнюю резиденцию – «Талиесин» (в честь легендарного валлийского барда; в переводе означает «сияющий лоб») - на землях, которые до Гражданской войны принадлежали его предкам по материнской линии – иммигрантам из Уэльса. Как и во многих других «Домах прерий», «Талиесин» имел три крыла, а в его постройке использовался местный известняк и песок.

В 1914 году сошедший с ума уборщик убил Марту Чейни и еще шесть человек, включая двух ее детей и поджог «Талиесин». Фрэнк Райт в это время находился в Чикаго, что спасло его от убийства. Райт пытался отвлечься от трагедии и с головой ушел в работу – он занялся полной перестройкой «Талиесина» (который затем получил название «Талиесин II»). После завершения работ Райт покинул свою резиденцию и не возвращался туда около десяти лет, занимаясь заказами в Японии и Калифорнии. В 1925 году в «Талиесине» вновь произошел пожар, и Райт вновь подверг его перестройке.  В течение этого десятилетия, он отошел от проектирования «Домов прерий» и занялся постройкой различных крупных зданий по заказам бизнесменов.

В 1928 году он женился на Ольге Лазович, что вновь возвращает его к активной деятельности – он стал читать лекции и писать книги. После Великой депрессии, Райт оказался в тяжелом финансовом положении, т.к. заказов практически не поступало. Тогда Ллойд решил основать «Братство Талиесина» - обучающую программу, в ходе которой ученики жили в творческой мастерской в «Талиесине» и не только постигали азы архитектуры и строительства, но занимались также приготовлением пищи, фермерством, садоводством, изучением природы, музыки, искусства и танцев. Критики Райта считают, что таким образом он обеспечивал себя едой и бесплатной рабочей силой за счет учеников. Для «Братства» Райт также построил и «Талиесин-Уэст» - зимнюю резиденцию в Аризоне. Надо сказать, что к середине тридцатых годов Райт хотя и считался выдающимся архитектором, но, по общему мнению, его лучшие дни уже были позади.

Все изменилось, когда его мастерскую стал посещать Эдгар Кауфман – сын успешного бизнесмена. Идеи Райта сильно повлияли на Кауфмана, и он убедил отца профинансировать несколько проектов своего учителя. Вскоре, Кауфманы решают поручить Райту строительство их загородного дома и покупают для этого участок под названием «Медвежий ручей» в Пенсильвании. Так началось строительство самого известного дома Фрэнка Райта, который получил название «Дом над водопадом» («Fallingwater»).

Райт разработал смелый проект дома, который стоит прямо над водопадом. В центре, рядом с камином, часть скалы входит прямо в середину строения, а по сторонам расположены большие длинные балконы, укрепленные с одной стороны (такой тип опоры называется консоль). Дом также отличается угловыми окнами от пола до потолка и раздвигающимися стенами (как в японской традиционной архитектуре, поклонником которой был Райт), что создавало ощущение единства с природой. Одна из лестниц спускалась с балкона прямо в ручей. Мебель и всю внутреннюю обстановку также разработал архитектор.

Процесс строительства происходил не без проблем. Кауфманы беспокоились за безопасность строения и заказывали независимые экспертизы проекта. Райт пришел в ярость, узнав об этом, и заявил, что строительство будет происходить только по его проекту. Позже выяснилось, что из-за постоянной влажности в доме росла плесень, а недостаточное количество арматуры в консолях привело к их отклонению на двадцать сантиметров. Все это было исправлено в ходе нескольких ремонтов в середине и конце двадцатого века.

«Дом над водопадом», ввиду своей необычности, стал привлекать внимание, и в доме Кауфманов всегда было много гостей. В 1963 году они решили сделать дом достоянием общественности и передали его на сохранение организации «Western Pennsylvania Conservancy». Ежегодно его посещают тысячи туристов, а в свое время там побывал даже Франклин Рузвельт, после чего представители высшего общества не преминули последовать его примеру.

 

Fallingwater from Cristóbal Vila on Vimeo.

За свою долгую жизнь (91 год), Фрэнк Ллойд Райт спроектировал более тысячи зданий, примерно половина из которых была построена. Среди них церкви, музей, общественные постройки и загородные дома. В 1930-е годы он проектировал дома в стиле «органической архитектуры» для среднего класса – «юсоновские» (от U.S.O.N.A - Unites States of Nothern America) дома L-образной формы, одноэтажные. Райт считал, что они должны составить «города широких горизонтов» - удобные для проживания и близкие к природе. Он построил также и музей Соломона Гуггенхайма – необычное здание, для осмотра экспозиции в котором необходимо было подняться наверх и спускаться по спирали (на фото ниже). При жизни, Райта преследовали слухи и назойливое внимание желтой прессы – он был трижды женат и имел семеро детей. До самой смерти он оставался активным и энергичным человеком, читал лекции, проектировал дома и писал книги. Фрэнк Ллойд Райт признан величайшим архитектором США, а «Дом над водопадом» - лучшим жилым строением двадцатого века.

 

 

Источники:

  1. Fallingwater.http://www.fallingwater.org/explore?to=0
  2. Wright-house.http://www.wright-house.com/frank-lloyd-wright/fallingwater.html
  3. All-Wright Site.http://allwrightsite.net/flw_life.html
  4. Frank Lloyd Wright Foundation.http://www.franklloydwright.org/about/FLLWBio.html
  5. Wikipedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Lloyd_Wright

Изображения:

  1. http://johngushue.typepad.com/.a/6a00d83451f25369e20120a5f4a539970c-800wi
  2. http://style.rbc.ru/megapolis/artdevivre/desyat-tvorcheskih-zapovedey-velikogo-arhitektora
  3. http://style.rbc.ru/megapolis/artdevivre/desyat-tvorcheskih-zapovedey-velikogo-arhitektora
  4. http://style.rbc.ru/megapolis/artdevivre/desyat-tvorcheskih-zapovedey-velikogo-arhitektora