На главную страницу


Дарья Лапенкова

Том Уэйтс  открыл миру огромные просторы Америки, воплощая в себе и своем творчестве все то, чем по ту сторону Атлантики охвачена страна. Уэйтс – это человек с хрипливым ворчливым голосом, острым умом; он - неистощимый источник цитат. Боб Дилан сказал: «Была бы у меня хорошая цитата, я бы носил ее на себе». Свою цитату Уэйтс носит на себе всегда: «Я не расхожее словечко, я сам себе легенда».

В течение почти всей своей карьеры музыкант отказывался от серьезных интервью, и сам не проявлял большого желания описывать свою жизнь. Возможно, стремясь сохранить знаменитость, Уэйтс был тем, кем хотела видеть его публика. Но за хорошо известным всем образом стоял человек очень скрытый. Обладая блестящим остроумием и шоуменством, Уэйтс вне образа – раздумчив и застенчив; дома он счастливый муж и отец. И тем не менее, мир, придуманный Томом Уэйтсом, – это удивительное место, колючее и язвительное, своенравное и скособоченное, волнующее и безграничное,  впускающее далеко не всех, но всем заглянувшим гарантирующее странную и причудливую прогулку.

Томас Алан Уэйтс родился в 1949, он единственный сын мистера и миссис Уэйтс, жителей Помона (Калифорния). Фамилия Уэйтс имеет британское происхождение и в отличие от других легендарных музыкантов  - Роба Циммермана (Дилан), Дэвида Джоунса (Боуи) – ему не потребовалось менять фамилию на более «хипповую», вступив на профессиональную стезю. Американские бэби-бумеры, вроде Тома Уэйтса, росли в эпоху изобилия и стабильности, по крайней мере, внешней. Несмотря на это семья очень часто переезжала, и вследствие многочисленных странствий Уэйтс полюбил путешествовать и полюбил Америку со всей ее богатой культурой. В дороге он слушал Хэнка Уильямса, Чарли Рича, Рея Чарльза, Фрэнка Синатру и знакомился с жизнью во всем ее разнообразии. А еще в детстве у Тома была странная мечта: «Я хотел быть стариком. Я напяливал шляпу своего деда и таскал за собой его трость и говорил басом». Будучи ребенком он любил одиночество и часто прятался в собственном воображении, выдумывая небывалые истории.

Просветление наступает для него в 60-е годы, когда время сдвинулось, когда происходят масштабные перемены в музыке. Поворотным в его жизни стал концерт Джеймса Брауна: «Ощущение было, будто принял дозу или съел таблетку». Так он говорил и про Боба Дилана, которого услышал примерно в то же время. Другим героем Уэйтса, хотя и менее известным, был Лу Шорт.

Первый музыкальный опыт Уэйтса произошел в 15 лет, в его первой школьной музыкальной группе, которая называлась The System. В ней он играл на ритм-гитаре и пел. Том также брал уроки фортепиано, а на гитаре научился играть самостоятельно.  Музыкальные вкусы Уэйтса были весьма необычны для его возраста, поэтому у него почти не было друзей: вместо приобщения ко всеобщим любимцам – The Beatles – он проникался к старым пластинкам из коллекции родителей. Одна из них, оказавшая такое же влияние, как и Джеймс Браун, - пластинка Телониуса Монна 1964 года «Solo Monn».  В отличие от многих подростков он впитывал музыкальные вкусы родителей, а не бунтовал против них.  Свою приверженность к определенному музыкальному исполнению Том Уэйтс потом будет объяснять тягой к замене родителей, которые развелись, когда тот был еще ребенком. «Я искал музыкантов постарше, музыкальных отцов». В творчестве прежнего поколения он находил успокоение.

Несмотря на то, что родители Тома были учителями, он не стал блестящим учеником в школе, которую бросил уже в 16 лет и поступил на первую работу в пиццерию «Наполеон». Там он провел 5 лет, и эта работа, невзирая на заурядность, не погасила его любовь к музыке. «Я работал в ресторане, и в музыкальном автомате была вся эта музыка: «Crying Time», «I Cant Stop Loving You», «You Are My Sunshine», «Hit The Road Jack» (Том Уэйтс о музыке Рея Чарльза). После пиццерии Уэйтс  работал на других малоинтересных работах. В то же время он начал писать песни. За мытьем посуды и раздачей пиццы он записывал разговоры посетителей, ситуации, которыми пропитаны его ранние песни.

Первыми музыкальными композициями Уэйтса стали баллады о неудачниках и пронзительные колыбельные, которые были во многом автобиографичны. Так,  к концу 60-х Уэйтс смог окончательно скинуть с себя фартук.

Уэйтс отправился искать свое счастье в Лос-Анджелес. Сначала он стоял на дверях в клубе «Heritage», а в возрасте 21 года уже впервые выступил как профессиональный артист, проводил фолк-вечера на сцене престижного клуба «Troubadour». Прорыв произошел в 1971: у Тома Уэйтса появляется менеджер – Херб Коэн. Тогда же Том впервые попадает в студию для записи нескольких песен. Ему также удалось покорить Дэвида Беффена, другого знаменитого рок-менеджера, который в 1972 предложил Тому контракт. А в 1973 произошла запись первого альбома – «Closing Time».Это был уверенный дебют, показавший приятный шаг, хотя и не в ногу со временем, но с любовью к джазу и классической американской песне. Но 30 лет спустя Уэйтс редко вспоминает «Closing Time», который в то время остался практически незамеченным, хотя звукозаписывающая компания «Asylum» осталась довольна.

В 70-х Уэйтс окунулся в гастроли. Это было нелегкое время: нередко публика враждебно относилась к музыканту со столь необычным стилем, даже освистывала его выступления.  Позже он признавался, что во многих городах представлял собой весьма странный культурный феномен.

В 1974 выходит «The Heart of Saturday Night»- второй альбом, в котором Уэйтс заявил о себе как о серьезном глубоко индивидуальном таланте. Третий альбом вышел в 1975 - это «Nighthawks at the Diner». Том уже заметно выделяется среди современников, его репутация шла далеко впереди него самого. В это же время продолжаются гастроли с целью продвижения альбома. В Великобритании его личность оказалась удивительно притягательной, остроумной и легко цитируемой.

Четвертый альбом – «Small Change» (1976) оправдал все данные музыкантом общения: голос Уэйтса нашел индивидуальную краску, все больше приближаясь к знакомому хриплому тембру. Именно «Small Change» вывел Уэйтса в высшую лигу. Музыкант обретает культовый статус и даже появляется в телевизорах.

Следующий альбом был записан в Голливуде в 1977 – «Foreign Affairs». Хотя с финансовой точки зрения он оказался малобюджетным, Тома это ничуть не смутило и уже в 1978  он записывает следующий альбом – «Blue Valentine».

К тридцати годам Уэйтс стал всерьез задумываться о свое имидже, говоря: «Нужно прекрасно осознавать, кто ты на самом деле и какой образ ты создаешь». С этого момента его жизнь, раньше полная спиртного, беспорядочного разгула, сигарет и плохого питания, обретает некоторые черты нормальности.

В 1980 выходит новый альбом – «Heartattack &Vine», седьмой по счету. Голос Тома становится его отличительной чертой, а сам он его называл «встречей Луи Армстронга и Этель Мерман в аду». Вообще начало 80-х стало переломным в жизни Уэйтса: брак с Кэтлин Бреннан смягчил его, он избавился от многих пороков, отказался от спиртного.

Альбом 1983 «Swordfishtrombones» стал революционным и уникальным, впервые без саксофона и фирменного фортепиано. Критика тепло приняла альбом. Период 1981-1989 года можно назвать экспериментальной трилогией с лейблом «Island Records». Эксперименты со звучанием и использованием необычных инструментов продолжается и в альбоме 1985 года «Rain Dogs», который вошел в историю и оказался в списке «500 величайших альбомов всех времен». В 1987 году рождается «Franks Wild Years», замыкающий трилогию.

В период с 1988 по 2011 выходит еще 10 альбомов Тома Уэйтса, каждый с неповторимой историей, и чтобы описать их потребуется отдельная, более масштабная публикация. Следует отметить, что, окончательно найдя себя в музыкальной стези и укрепившись как музыкант, Уэйтс пробовал себя и в области кинематографа. Он был композитором фильмов «Ночь на земле» режиссера Джима Джармуша, «От всего сердца» Фрэнсиса Копполы (за саундтрек к этому фильму Уэйтс был номинирован на «Оскар»). Альбомы  «Bone Machine» и «Mule Variations» принесли ему «Гремми».  В 2009 году Уэйтс сыграл роль в фильме «Воображариум доктора Парнаса», заменив трагично погибшего Хита Леджера; в 2010 получил небольшую роль в «Книге Илая», а также принимал участие в разработке спектакля по мотивам фильма «Залечь на дно в Брюгге». В том же году Уэйтс написал книгу, состоящую из 23 стихотворений, получившую название «Seeds on Hard Ground». Торжественным стал для музыканта 2011 год – год, когда Уэйтса включили в Зал славы рок-н-ролла. А последний альбом 2011 года стал девятым в списке «50 лучших альбомов 2011 года».

Том Уэйтс до сих пор остается самым культовым музыкантом современности, он всегда шел не против и даже не поперек течения – шел так, будто для него никакого течения не существовало вообще. Сегодня Том Уэйтс – эталон творческой принципиальности, каждый альбом которого воспринимали как настоящее откровение. Не менее успешной, помимо музыкальной, оказалась его кинематографическая карьера, где, ключевым, конечно, стал союз с Фрэнсисом Копполой, Робертом Олтменом и другими. Сейчас ему 64 года, но он все еще продолжает приносить людям искреннюю, неподдельную радость, открывает все новые и новые струны в душе каждого, кто проникся творчеством великого музыканта.

 

 

Источники и литература:

  1. Хафрис П.Множество жизней Тома Уэйтса-Спб.: Амфора, 2009.-479 с.
  2. Том Уэйтс: Интервью: Невиновны во сне.Сост. М.Монгадон.-Спб.: «Азбука-классика», 2008.-432 с.
  3. http://esquire.ru/wil/tom-waits
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D0%B9%D1%82%D1%81,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC#.D0.94.D0.B8.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F
  5. http://megalyrics.ru/bio/tom-waits.htm