На главную страницу


Дарья Лапенкова

«Если в 21 веке мы хотим стать лидерами, нет ничего важнее, чем предоставить каждому лучшее образование – с того дня, когда начинается подготовка к школе, до момента начала своей карьеры».1
Президент США Барак Обама

Процесс глобализации и внутренние факторы развития стран, научно-технический прогресс и динамично меняющиеся условия общественного развития стимулируют и обуславливают социальную политику в большинстве стран. Для США более полувека политика в области образования остается приоритетным направлением. Вторая мировая война и запуск Советским Союзом в 1957 году искусственного спутника подтолкнули к большему финансированию и регулированию сферы образования.2 Именно тогда, в середине XX века, когда появляется востребованность в квалифицированных кадрах и учебных заведениях, необходимость государственно регулирования в сфере образования стала очевидной. Сегодня американское общество стремится развивать «экономику знаний». Этот термин весьма популярен в научной литературе, он подразумевает под собой тип экономического развития, одними из основополагающих направлений которого является наука и образование. Такая модель развития, сформировавшаяся в США, подразумевает государственную политику, «направленную на выработку приоритетов развития и в значительной степени их финансовое обеспечение».3

Президент Барак Обама продолжает сложившуюся традицию по совершенствованию системы образования, которая берет свое начало с правления Дэвида Эйзенхауэра, 34-го президента США. По сравнению со своими предшественниками, реформа Б.Обамы направлена на все уровни образования – от начальной до высшей школы и образования взрослого населения. Особое внимание реформе уделялось в статьях государственного бюджета на 2013 год.

Еще с начала предвыборной гонки кандидат от демократов объявил, что образование – это национальный приоритет, а инвестиции  в эту сферу – важный компонент его программы.  Называя отсутствие действенных реформ в образовательной сфере «предпосылкой экономического упадка»4, Обама разошелся во взглядах с республиканцами по вопросу затрат на образование, утверждая, что сокращение расходов в итоге приведет к затруднительному поступлению американцев в вузы и сократит число выпускников высших учебных заведений страны.

На сегодняшний день к числу основных проблем в области образования в США можно отнести следующие:

  1. Снижение уровня образованности американцев.  Лидерство США в этой сфере сегодня подвергается сомнению, хотя уровень магистратуры и докторантуры остается по-прежнему высоким. Несмотря на это, университеты США остаются самыми престижными и сильнейшими во всем мире, и самыми популярными для иностранцев. Так, если верить статистике, около 19% студентов выезжают из своих стран в США для получения дальнейшего образования.5
  2. Стремительное снижение среднего уровня образования по сравнению с другими развитыми странами. Проблема среднего образования давно считается второстепенной: приоритетное место всегда отдавалось высшему образованию.
    Масштабная реформа среднего образования проводилась в 2010 году, основной ее задачей было повышение квалификации преподавательского состава. Тогда были проведены контроли качества подготовки учителей, увольнялись учителя, не желающие повышать свой уровень, методы подбора учителей пристально анализировались и совершенствовались и т.д. Изменения, запланированные на 2013 фин. год предполагают расширение доступности средней школы.
  3. Проблема высокой стоимости образования в США. Этому способствуют, например, многочисленные необразовательные расходы, влияние частного сектора высшей школы,  расходы учебных заведений, которые постоянно увеличиваются  и др. Многие студенты не заканчивают обучение в высшей школе или не продолжают его после только из-за непосильно высокой платы. К тому же, выдача займов, о которых пойдет речь ниже, хоть и  обуславливает доступность высшего образования, но в то же время оставляет многих студентов с долгами и трудностями в их погашении.
  4. Разрыв между наличием квалифицированных работников и большого количества незаполненных рабочих мест. На эту проблему обращает внимание вице-президент корпорации IBM Стэнли Литоу: «Мы окажем и самим себе,и будущим поколениям медвежью услугу, если не признаем, что ситуация носит критический характер».6

 

В период правления президента Буша-младшего определились ключевые направления в политике страны, связанные с расширением доступности высшего образования: «во-первых, это формирование оптимальной системы субсидий, во-вторых, совершенствование системы займов и, в-третьих, развитие системы вспомоществования для нетрадиционных студентов.»7 Администрация Б.Обамы, вдобавок, уделяет особое внимание расширению доступности высшей школы и борьбе с высокой стоимостью обучения, что предполагает реформирование системы субсидий, займов и налоговых кредитов. Денежные субсидии или гранты выдаются безвозвратно студентам и могут быть как регулярными, так и разовыми. Основная финансовая помощь студентам – это Гранд Пелла, максимальный размер которого Барак Обама значительно увеличил (в свою очередь, это привело к дефициту средств Министерства образования США). В 2010 году максимальный размер гранта был увеличен до 5550 долларов.

 

Другим видом актуальной финансовой помощи, предложенной высшему образованию, была система займов, которые выделялись через две программы - ФСОЗ (Federal Family Education Loan) и ФПСЗ (Federal Direct Student Loan). Барак Обама в 2009 году призвал к сокращению программы ФСОЗ, назвав ее неэффективной и расточительной: деньги налогоплательщиков расходовались на доходы банков, которые выступали посредниками в предоставлении займов. В 2010 году программа ФСОЗ была завершена, и введена прямая система кредитования непосредственно через Министерство образования США.

Новые образовательные программы Б.Обамы – это один из способов реализации президентской инициативы национальной конкурентоспособности. Помимо изменений, направленных на расширение доступности среднего, профессионального и высшего образования, ведется профессиональная подготовка и переподготовка работников, появляются специальные производственно-учебные центры. Внедряется и реализуется ряд федеральных программ, таких как «президентская инициатива профессиональной подготовки для быстрорастущих секторов экономики8, программа грантов на обучение в государственных колледжах и другие.

Приоритетом остается такая важная программа, как «Равные возможности для всех детей». С 2008 года фонды, выделяющиеся на эту программу, выросли до 34%. Администрация Барака Обамы уделяет внимание и общественным (местным) колледжам, где наблюдается самая низкая стоимость обучения. Программа «Гонка за лидером» (Race to the Top)8 направлена на увеличение числа выпускников, окончивших местные колледжи в разных штатах, которые позволяют по окончании получить степень младшего специалиста и продолжить обучение в четырехгодичном колледже сразу с третьего курса.

Среди основных проблем в вузах – проблема неравномерного распределения расходов, что ведет к повышению стоимости образования. Единой программы по борьбе с этим не существует, но по экономическому докладу 2010 года благодаря комплексу предпринятых мер средняя расчетная стоимость обучения студента-очника увеличилась всего на 60 долларов в период с 2007-2008 по 2011-2012.

Барак Обама реформирует и законодательство в сфере высшего образование. Проект «Startup Act 3.0» призван облегчить визовый режим для высококвалифицированных иностранных специалистов, окончивших вузы по приоритетным направлениям.9 Этот же законопроект содержит комплекс мер по поддержке университетских инициатив, связанных с представлением и выводом на рынок инновационных проектов.
Другая программа Барака Обамы – STEM Education10– призвана увеличить число специалистов в области математических дисциплин. Также отмечается обязательность сделать такое обучение доступным как можно большему числу студентов из разных слоев населения. В рамках этой же программы будет проводиться переподготовка учителей, на что было выделено 80 миллионов долларов.

Поддержание интеллектуального потенциала нации – важнейшая задача государственной политики США. «Мы должны принципиально переосмыслить и изменить систему (высшего) образования»11, которая могла бы стать наиболее развитой во всем мире, гибко реагируя на потребности общества. Какими будут эти изменения покажет время, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что образовательная реформа Барака Обамы – смелый и амбициозный шаг вперед, который призван поднять систему образования США на качественно новый уровень.

Список литературы  и источники:

  1. http://www.whitehouse.gov/issues/education
  2. Э.Ю.Каверина, Политика США в сфере высшего образования.М., 2008
  3. В.Б.Супян, Наука и образование в США: главные приоритеты развития в «экономике знаний», М.,2008
  4. Voice of America (http://www.voanews.com/)
  5. Э.Ю.Каверина, Политика США в сфере высшего образования.М., 2008
  6. http://www.usnews.com/opinion/articles/2012/10/19/us-needs-new-educational-model-for-economic-growth
  7. Э.Ю.Каверина, Политика США в сфере высшего образования.М., 2008
  8. http://www.echo.msk.ru/blog/obama/777323-echo/
  9. http://www.forbes.com/sites/meghancasserly/2013/02/13/can-startup-act-3-0-reboot-america-entrepreneurs-immigration-stem/

   10.  http://www.whitehouse.gov/issues/education/reform

   11.  http://www.cbsnews.com/8301-250_162-57599611/